Беседа с Гюнай Мехтизаде об истории создания картины, посвященной Ходжалинской трагедии - ФОТО

Ходжалинская резня – одна из самых страшных и кровавых страниц истории азербайджанского народа, когда в ночь на 26 февраля 1992 года армянские военные формирования при участии расквартированного в городе Ханкенди 366-го мотострелкового полка бывшей советской армии напали на Ходжалы, находившийся многие месяцы в блокаде, и за одну ночь стерли город с лица земли.

Во время этой кровавой акции была устроена беспощадная расправа над мирным населением, убиты 613 человек, осквернены трупы, захвачены в заложники 1275 человек. О судьбе 150 из них до сих пор ничего неизвестно. Среди убитых были 63 ребенка, 106 женщин, 70 пожилых людей и стариков. В результате военной агрессии были полностью уничтожены 8 семей.

Стремясь донести правду об этих кровавых событиях, творческие люди снимают документальное кино, делают художественные выставки и выставки фотографий, пишут книги и многое другое.

Конечно, это сложная тема, поэтому, если художник ставит цель – написать картину, посвященную Ходжалинскому геноциду, то это требует от него не только технического и художественного мастерства, но и проявления патриотизма, ведь мастер осознает ответственность, которая ложится на его плечи, стоит ему взять кисти и подойти к холсту.

Наша сегодняшняя собеседница азербайджанская художница, которая популярна не только в нашей стране, но и в Турции, Гюнай Мехтизаде запечатлела на полотне одну из сцен Ходжалинской трагедии, которая будет использована в качестве обложки для книги, посвященной этим событиям.

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с художницей, которая рассказала об истории создания данной картины. Представляем вашему вниманию интервью с Гюнай Мехтизаде.

— Гюнай ханум, расскажите об истории написания картины, посвященной Ходжлинскому геноциду. Зачастую художники стараются, по возможности, избегать изображения кровавых страниц нашей истории. Что Вас подтолкнуло создать эту картину?

— Я уважаю деятельность и труд каждого художника. Тот факт, что к теме войны и трагедий обращаются значительно реже, нежели к позитивным сюжетам, связан с тем, что эти темы очень тяжелы в эмоциональном плане, и не каждый живописец может совладать с такой нагрузкой. Представьте себе, что перед тем, как начать работу, я не до конца осознавала, что мне придется пережить во время творческого процесса. Написать картину на тему Ходжалинского геноцида мне предложила политический обозреватель, глава Центра Межгосударственной Медии и Дипломатии Улькер Мусазаде. Несмотря на сложность темы, я дала положительный ответ, так как привыкла преодолевать трудности, и они меня не пугают. Наверное, здесь свое слово сказал мой характер. Порой мне хочется поставить перед собой сложную задачу и решить ее.

— Вы встречались с очевидцами этих кровавых событий?

— Да, конечно. Лучше всего составить представление о тех или иных событиях можно посредством общения с очевидцами трагедии или теми, кому удалось уцелеть. Моей собеседницей стала Дурдана Агаева (нас познакомила Улькер ханум), девушка с очень непростой судьбой, которой удалось выжить во время Ходжалинского геноцида, несмотря на то, что она больше недели находилась в плену. Дело в том, что моя картина должна стать обложкой для второй книги Агаевой, в которой она рассказывает всю правду о тех кровавых событиях, произошедших в азербайджанском городе Ходжалы в 1992-ом году. Во время наших бесед Дурдана ханум показала мне фотографии и рассказала о том, какие ужасы ей пришлось пережить, с чем довелось столкнуться, включая подробности описания всего, что с ней происходило. Конечно, благодаря этой информации у меня мысленно начал вырисовываться сюжет будущей картины. Я словно мысленно перенеслась в ее состояние, что помогло мне лучше понять происходившее в те ужасные дни.

— Однако, Вы не сразу приступили к работе, почему?

— Перед тем, как подойти к холсту, я решила более подробно ознакомиться с картинами художников, написанных на тему Ходжалы, геноцида и войн, как азербайджанских, так и зарубежных мастеров. После всего изученного и увиденного я приступила к работе. Находясь под впечатлением от фактов и рассказов Дурданы ханум, картина стала получаться само собой, такое ощущение, что моей рукой кто-то управлял и водил ее по холсту.

— Расскажите немного о сюжете своей работы…

— На моей картине много персонажей. Это собирательный образ людей, столкнувшихся с этой трагедией. Например, солдата, отдавшего свою жизнь на благо Родины, я расположила в верхней части картины, как знак, что шехидов будут всегда чтить и помнить, а их смерть не была напрасной. Если приглядеться, то можно заметить, как другие солдаты, сложив оружие, помогают раненым и пострадавшим, включая женщин, детей и стариков. Это говорит о человечности наших военнослужащих, которые никогда не делали те ужасы, что совершали армянские оккупанты. Одним словом, на картине показана разница между нашими солдатами и дашнакскими террористами.
На заднем плане виднеется гора, на вершине которой развивается флаг Азербайджанской республики. Вокруг горы можно увидеть белых духов – это души погибших, а также тех, кто пропал без вести.

В левом углу сидит пожилая женщина, возле которой стоит маленький ребенок. Они олицетворяют прошлое и будущее. Бабушка устала, измучена пережитым, поэтому она сидит. Девочка, наоборот, полна энергии и жаждой жить. В руках у неё азербайджанский флаг. Это говорит о том, что светлое будущее в руках молодого поколения.

— Этим Вы показали, что всегда есть лучик надежды?

— Конечно! Несмотря на то, что у картины трагический сюжет, художник не может написать ее исключительно в темных удручающих тонах. Необходимо оставить лучик надежды на светлое будущее, что спустя время обязательно наступит. Моей задачей было — создать художественную работу. Если на фотоснимках и видеозаписях мы можем показать кровь и прочие зверства, то на холсте нужно сделать это в художественной форме, чтобы не шокировать людей. Это очень тонкая грань, которую должен соблюдать мастер во время написания картин подобной тематики. Ведь мы все знаем разницу между документальным и художественным фильмом. Здесь в искусстве аналогичный момент.

Несмотря на то, что с левой стороны изображены горящие дома, вдали развивается наш флаг. Это говорит о том, что победа будет за нами, но она не достанется легко. Азербайджанскому народу придётся пройти через тяжелые испытания, но единство поможет нам преодолеть все сложности. Понимаете, нужно думать позитивно, только так мы сможем пережить самые тяжелые моменты. Главное, что никто не сможет сломить наш дух!

— Гюнай ханум, сколько времени ушло у Вас на создание данной работы?

— В общей сложности у меня ушло четыре месяца, так как был лимит времени. Я писала и днем и ночью, находясь под впечатлением. Думаю, если бы у меня было больше времени, к примеру, год, то можно было бы создать более масштабную габаритную пятиметровую работу, как настоящий музейный экспонат.

— Какое впечатление произвела Ваша работа на чрезвычайного и уполномоченного посла Турецкой Республики в Азербайджане г-на Эркана Озорала в доме-музее Н. Нариманова?

— Пользуясь случаем, мне хочется выразить благодарность г-ну Озоралу и представителям Турции за внимание и уважение, которое они мне всегда оказывают. Послу очень понравилась моя работа. Его супруга госпожа Мелтем Озорал, которая хорошо разбивается в искусстве, была буквально потрясена. По ее словам, моя картина позволила ей увидеть и почувствовать ужас этой трагедии. Мне также хочется поблагодарить директора музея, родственницу Наримана Нариманова Кямилю ханум Гусейнову за теплый прием и радушие, и, конечно, Дурдану Агаеву и Улькер Мусазаде, которые мне очень помогли.

Фотографии предоставлены Гюнай Мехтизаде

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

3695
virtonnews.com