«Евразийское НАТО» может расшириться

В Азербайджане открыта дискуссия о вступлении страны в ОДКБ. Что это: пустая болтовня или предупреждающие сигналы Армении и Западу?

В то время как Армения пытается умышленно или по неопытности своей новой революционной власти спилить сук, на котором сидит, то есть дискредитировать Организацию Договора о коллективной безопасности, членом которой она является, либо, как минимум, диктовать ей «особые» условия, в СМИ Азербайджана развернулась дискуссия о возможности вступления республики в ОДКБ. Причем общая ее тональность говорит о желательности такого шага.

Было бы наивно полагать, что рассуждения на этот счет председателя комитета по правовым вопросам и госстроительству Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Али Гусейнли в беседе с авторитетным местным изданием Haqqin, являются отсебятиной — затронута слишком уж серьезная и резонансная тема. А это говорит в пользу того, что позиция депутата прямо или косвенно согласована на достаточно высоком властном уровне: в Азербайджане политики и пресса не настолько свободны, чтобы позволять себе «такое» и по «такому» поводу.

В общем, обсуждение вопроса подхвачено, и вот Гусейнли говорит о целесообразности соответствующего шага в имеющихся геополитических реалиях. Угрозу для суверенитета стран, входящих в блок (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан), он исключает. Понятно, что речь в данном контексте идет о «диктате» РФ в ОДКБ — ведь до сих пор входящие в нее страны не пострадали от «ущемления» их независимости. Утверждение обратного политик считает «популистским и ошибочным».

По его словам, Азербайджан является «единственным союзником» России на Южном Кавказе. Он напоминает, что за долгие годы у Москвы и Баку сформировались тесные связи во всех сферах, и «даже языковый барьер между ними отсутствует». У сторон существуют общие экономические и политические интересы, связанные с «обеспечением национальной и региональной безопасности, борьбой с международным терроризмом», а также они «наладили эффективное сотрудничество в военно-технической сфере». «Наша страна является крупным импортером современного российского вооружения, причем, в отличие от Армении, платит за него живыми деньгами», — заявляет Гусейнли. Также рассматривается вопрос заключения с РФ новых многомиллиардных контрактов на поставку военной техники.

Но армяно-азербайджанский и нагорно-карабахский конфликты, подчеркивает парламентарий, остаются неразрешенными, и представляет собой угрозу региональной безопасности, сдерживающим фактором для развития всего Южного Кавказа. «Складывается парадоксальная ситуация: Армения официально является союзником России по ОДКБ, и эти … отношения накладывают определенные обязательства на Россию. Однако ее „союзник“ все более открыто демонстрирует свою прозападную ориентацию. … А вот Азербайджан, являясь, по сути, союзником России, формально не имеет этого статуса, что ставит его в неравноправное положение с Арменией. В случае же присоединения Азербайджана к ОДКБ нагорно-карабахский конфликт для России превратится в конфликт между двумя партнерами по данной организации, что даст ей основания для активизации своих посреднических усилий по его разрешению», — считает политик.

Что ж, логика его рассуждений довольно стройная и своевременная, учитывая, под какой «монастырь» подвела Армения ОДКБ, привлекая нынешнего генсека организации к уголовной ответственности. К тому же участие Баку в этом альянсе уже не даст Еревану возможность прикрываться им в случае обострения обстановки на линии фронта, и вообще втянуть в военный конфликт с Азербайджаном. Тем более, что его категорически не приемлют не только Россия, но Казахстан и Белоруссия. Известно, что они были против вступления Армении в Евразийский союз, а ее участие в ОДКБ для них весьма обременительно. И дело тут не только в особых отношениях Астаны (да и Минска — тоже) с Баку, но и в том, что блок на сегодняшний день объединяет и тюркские государства, позиции которого усилит участие в нем Азербайджана.

Если говорить о выгодах последнего в случае его вступления в ОДКБ, то вероятнее всего Россия будет продавать ему вооружение по льготным ценам. Во-вторых, организация и, в первую очередь, РФ, получит гарантии «евразийской лояльности» Азербайджана, однако не его полной покорности — Баку оставит за собой право осуществлять многовекторную внешнюю политику, но без деятельного участия в не дружественных ОДКБ военных блоках. В-третьих, организация, скорее всего, станет лоббировать урегулирование отношений Еревана и Баку без нанесения значительного ущерба интересам Азербайджана.

С другой стороны, начавшаяся в азербайджанской прессе дискуссия о возможности вступления республики в ОДКБ может и не означать, что она стремится пополнить ряды блока уже завтра. Нельзя исключить, что место имеет запуск «пробного шара» и для Армении, и для Запада. Для первой — это сигнал поостеречься. Для второго он может стать предупреждением: не давить на Баку ни по какой проблематике, поскольку Азербайджан способен очень серьезно усилить «евразийское НАТО». И вообще президент Ильхам Алиев всегда сможет заявить, что «раскатывание губы» на ОДКБ инициировано не им, а «свободной прессой» и «правом» местных политиков без ограничений высказывать собственное мнение. И действительно: официально по поводу возможного вступления в блок Алиевым ничего не было сказано.

Известна приверженность азербайджанского президента к балансированию между разными интеграционными объединениями (хотя она косвенно нарушена подписанной им Конвенции по статусу Каспия, которая в перспективе может трансформироваться в неформальный военно-политический альянс). Но «никогда не говори никогда» — все будет зависеть от того, что может предложить ОДКБ Азербайджану, главным образом, в вопросе, касающемся карабахского урегулирования. А предлагать придется щедро. Ну и от того, какие дополнительные риски возникнут на постсоветском пространстве с точки зрения активизации террористического движения, событий на Ближнем Востоке, сценариев западных центров силы для региона.

Как это не смешно, а обсуждение вступления Азербайджана в евразийский военный блок спровоцировала, по сути, Армения, хотя в определенных политических кругах в Баку об этом подумывали и раньше. Ведь в любой момент любая страна бывшего Союза (а все они, по сути, авторитарные) может столкнуться с серьезными внешними угрозами, и надо будет укрыться под «щитом» ей подобных. А таким «щитом» для них пока является только ОДКБ. Кстати, его потенциальные возможности привлекательны и для Ирана, желающего получить статус наблюдателя в организации. Теперь в Ереване пытаются скрыть свой испуг за разговорами о том, что Баку от него «добро» на членство в альянсе не получит, но поскольку Армения дала России серьезные основания усомниться в устойчивости ее присутствия на Южном Кавказе, Москва сумеет найти действенные рычаги давления на нее. И «хочу — не хочу» Еревана вряд ли станет решающим для ОДКБ. Но даже если Азербайджан не собирается вступать в блок, плотное сотрудничество с ним на данном геополитическом витке видится неизбежным.

Примечательно, что как только в Азербайджане началась открытая дискуссия о возможности вступления республики в ОДКБ, «народный премьер» Армении Никол Пашинян позвонил Владимиру Путину. По информации пресс-службы Кремля, стороны обсудили «некоторые актуальные темы двусторонней повестки дня, а также вопросы взаимодействия в общих интеграционных объединениях, в частности, в рамках ОДКБ».

Несмотря на всю скупость информации, нельзя не заметить, что выделена в ней именно тематика ОДКБ. Сейчас в Ереване гадают, поднял ли Пашинян вопрос возможного членства Азербайджана в организации и реакции на это России. Как «утешает» армянское издание Lragir, «членство Азербайджана будет означать нарушение баланса сил в ОДКБ в пользу тюркского фактора. Так что вряд ли Путин станет серьезно обсуждать вопрос членства в ОДКБ, хотя переходные игры не исключаются. Еревану в этой ситуации нужно только держать руку на пульсе, чтобы не упустить важные развития. Видимо, именно с этой целью и позвонил Пашинян Путину». Что ж, блажен, кто верует. Или дурачит другого.

www.novayaepoxa.com

1911
virtonnews.com