Ходжалинская трагедия – одна из кровавых страниц нашей истории, акт геноцида и невиданной жестокости, совершенный в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянскими вооруженными формированиями при поддержке расквартированного в Ханкенди 366-го советского мотострелкового полка против жителей азербайджанского города Ходжалы. Сегодня исполняется 28 лет со дня этой кровавой трагедии против человечества.
В результате кровавой расправы над мирным населением были убиты 613 человек, 487 человек были ранены, 1275 взяты в плен. Многие из них не вернулись из плена, об их судьбе ничего не известно. После вывода 366-го полка из Ханкенди военная техника, принадлежавшая ему, в основном досталась армянским сепаратистам.
Об этом кровавом событии снимаются фильмы, жертвам трагедии устанавливаются памятники в разных городах мира, проводятся фотовыставки, кампании, направленные на доведение до мирового сообщества правды о Ходжалинских событиях. В настоящее время кампания «Справедливость к Ходжалы» ведется в 50 странах мира, и в результате неустанного труда ее активистов Парламентский Союз Организации Исламского сотрудничества признал учиненные в Ходжалы зверства как геноцид. Кроме того, ужасные события в Ходжалы признаны как геноцид и парламентами Мексики, Пакистана и других стран.
Сегодня мы расскажем о памятнике, увековечившим светлую память жертв Ходжалинского геноцида, установленный в Анкаре (Турция). Об истории создания данного монумента рассказывает его автор – Натик Алиев, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства).
Перед тем, как поставить памятник Натик Алиев отправился в Анкару вместе с азербайджанским архитектором Фархадом муаллимом, где их радушно встретили. Первоначально муниципалитет Кечиорен для установки выделил другое место, где уже был мемориальный камень в память о жертвах Ходжалинской трагедии. На этом месте, принимая во внимание особенности ландшафта, можно было не просто установить скульптуру на пандусе, а даже сделать под ней музей Ходжалы, так как холмистая местность позволяла реализовать подобный проект.
Эскизы были подготовлены, но наступило некое затишье и проект отложили на неопределенное время. Спустя годы Натику Алиеву вновь предложили вернуться к этой теме и сделать скульптуру в память о жертвах Ходжалинской трагедии в Анкаре, но уже на другом месте. Н.Алиев вновь отправился в Анкару и увидел, что муниципалитет выделил для установки скульптуры целую площадь, расположенную на пересечении четырех дорог. Это было более удобное место в отличие от предыдущей холмистой местности со сложным ландшафтом. Архитектором проекта стал наш соотечественник, проживающий в Турции, Нурлан Юсифов.
«Здесь было необходимо показать всю мощь Ходжалинской трагедии. Найти образ было не сложно. Я решил, что это будет мать, спасающая своего ребенка. Образ женщины, выбежавшей из дома босиком в февральскую ночь, которую врасплох застали армянские боевики, наглядно показывает, что пришлось пережить азербайджанцам, проживавшим в Ходжалы. Женщина взяла только самое ценное – свое чадо, которое она защищает своим телом от преступников. Ее рука поднята, которой она старается отбиться от врагов. Женщина в отчаянии, но продолжает сопротивляться. Ею движет материнский инстинкт. Ребенок не осознает, что происходит вокруг. Он в одной рубашке, так как мать не успела его одеть», — рассказывает автор.
Скульптура получилась очень динамичной и экспрессивной, передающей страх и ужас отчаявшейся матери. Монумент, расположенный в центре площади, концентрирует на себе внимание каждого, кто оказывается на данной территории, способствуя тому, чтобы еще большее число людей узнало об этой ужасной трагедии прошлого столетия.
Размер скульптуры составляет около 2,5 натур. Монумент был вылеплен и отлит в Баку, после чего отправлен в Турцию наземным транспортом. Постамент представляет собой бетон, облицованный гранитом. Он имеет пирамидальную форму, так как композиция к верху сужается. Скульптор нашел такое решение в процессе работы, так как пирамидальность постамента усиливает динамику всей композиции.
Официальная церемония открытия памятника «Жертвы Ходжалы» состоялась в столичном районе Кечиорен города Анкара 26 февраля 2014-го года. Выступивший на мероприятии посол Азербайджана в Турции Фаик Багиров выразил благодарность муниципалитету Кечиорен за установку памятника. Первый вице-спикер Милли Меджлиса Зияфет Аскеров, заявил, что для недопущения подобных трагедий в будущем Турция и Азербайджан должны объединить свои усилия.
В своем выступлении на церемонии председатель ВНСТ Джамиль Чичек отметил, что этот памятник возведен, чтобы произошедшее в Нагорном Карабахе не забывалось никогда: «Турецкий и азербайджанский народы связаны крепкими братскими узами. Братья делятся друг с другом и печалями, и радостями. Азербайджан наша вторая родина. В связи с трагедией в Нагорном Карабахе мы пережили те же чувства, что 100 лет назад на Балканах и Анадолу. Мы не должны забывать кровавые страницы истории наших народов. Убийцы, перебившие в Ходжалы мирных людей, должны быть привлечены к международному суду, так же, как Милошевич и Караджич, учинившие геноцид в Боснии».
Фотографии взяты из открытых источников в интернете
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com