Чеченский и курдский синдром: о чем договорились Москва и Анкара в 2003 году?

Дружба России и Турции не должна быть заложником конъюнктуры

Ринат Мухаметов

Таким мнением поделился с Novayaepoxa.Com российский политолог, исламовед Ринат Мухаметов, комментируя отношения России и Турции.

«Встречи глав России и Турции зафиксировали необычайно высокий уровень взаимоотношений, достигнутый между двумя странами. Они шли по возрастающей все последние 15 лет. И, как это ни кажется странным кому-то, именно при умеренных исламистах Анкара и Москва, наконец-то, нашли общий язык. Прежде всего, конечно, экономический. Даже «самолетный кризис» в итоге не смог поломать этот тренд», — отмечает эксперт.

По его словам, началось все в 2002-2003 году с взаимных договоренностей по чеченской и курдской проблеме.

«Продолжилось в 2008 году во время южноосетинского кризиса. Сегодня Турция замыкает на себя фактически значительную часть геостратегического экспорта российского газа. Москве же, и лично Путину, соглашения с Эрдоганом помогли надорвать паутину международных санкций. Лидеры обоих государств выжали максимум возможного для них из нынешней ситуации. При всем при этом понятно, что наши отношения развиваются в основном вокруг экономики, бизнеса, торговли. Плюс с некоторых пор обе страны и оба лидера лично подвергаются давлению и разной степени остракизму со стороны Запада», — подчеркивает аналитик.

Мухаметов также сказал, что нынешняя геополитическая конъюнктура их сближает, но главное, на чем базируется все российско-турецкое партнерство, — это отношения Путина и Эрдогана.

«По сути, грубо говоря, мы имеем не российско-турецкие связи, а личный тандем двух лидеров. Это очень зыбкая основа, что хорошо показал кризис с самолетом два года назад. Тогда в один день государства из друзей превратились во врагов чуть ли не на грани прямого военного столкновения.
Сегодня остаются серьезные разногласия по Сирии, разные подходы к ситуации на Украине, в Крыму, у нас труды богослова Саида Нурси запрещают, а в Турции их на государственном уровне внедряют и т.д. и т. п. Более того, не надо забывать, что в истории было всего два коротких момента, когда Россия и Турция серьезно сближались: при Ленине и Ататюрке и когда совместно выступили против Наполеона», — подчеркнул эксперт.

По мнению политолога, Москва и Анкара, как раньше Петербург и Стамбул, всегда больше конфликтовали, чем дружили, и это легко объясняется жесткой логикой геополитики.

«Да, успешно действует российско-турецкий бизнес-форум. Есть совет на высшем уровне. Но одной экономики и аппаратной работы слишком мало, чтобы в заданных координатах и при таком историческом наследии выстроить прочные долгосрочные отношения. В России колоссальной вакуум в отношении Турции – что говорить, практически нет перевод турецкой и османской классики, в Турции ситуация чуть лучше. Должна быть выстроена широкая сеть контактов и взаимовыгодного проникновения на уровне медиа, культуры, экспертного сообщества, науки и образования, народной дипломатии. Без этого отношения на действительно доверительный уровень никогда не выйдут. Дружба таких стран не должна быть заложником конъюнктуры. Кстати, крепость связей Турции с Западом, с США и Европой, как раз в том, что за XX век была выстроена многоуровневая система отношений. И при всех проблемах, трудностях и конфликтах, в том числе из-за какой-то личной неприязни кого-то к кому-то, ее просто так не разрушишь в один день. Да, и вряд ли такие у сторон намерения есть», — резюмировал эксперт.

Беседовал: Ниджат Гаджиев

www.novayaepoxa.com

2268
virtonnews.com