Беларусь между молотом и наковальней

На протяжении 22 лет президент Беларуси Александр Лукашенко придерживается политического курса в сторону сближения с Россией, но в то же время оставляет открытыми некоторые «каналы» для Запада, при этом сохраняя авторитарный контроль власти в стране.

Испугавшись вмешательства Москвы в Украину, он принял на себя роль защитника суверенитета Беларуси. Однако, возвращаясь к авторитарной форме правления, Лукашенко недавно направил спецназ на подавление всплеска антиправительственных протестов.

Угрожают ли беспорядки и волнения в страневласти Лукашенко? Можно ли предположить будущее вмешательство в страну России? Какую роль во всем этом играет Запад? Разобраться в этих вопросах стараются аналитики Кеннет Яловиц и Уильям Кортни в своей аналитической статье специально для «The National Interest».

В феврале в Беларуси вспыхнуло народное недовольство, когда власти объявили о введении в действие закона 2015-го года «Против социальных паразитов». Согласно этому закону, налог в размере 250 долларов в год взимается стех, кто работает менее 183 дней в году, но не регистрируется в государственном бюро по трудоустройству. После того, как тысячи людей вышли на улицы, режим отступил. Налог будет взиматься не за 2016 год, а за 2017 год.

Однако, недовольство не стихает. Более 300 активистов гражданского общества, оппозиционных деятелей и журналистов были арестованы накануне 25-летия со дня основания 99-летней Белорусской Народной Республики, что является очередным знаком для оппозиции начать действовать. 25 марта несколько тысяч демонстрантов выступили с запретом и провели в Минске мирный протест против Лукашенко. Омоновцы арестовали сотни и избили многих своих сограждан.

Снижение уровня жизни также вызывает разочарование среди населения. В январе прошлого года бывший глава Центробанка Станислав Багданкевич заявил, что Беларусь «является свидетелем обнищания населения, падения доходов, снижения заработной платы, инфляции». И «ситуация только ухудшается» с дальнейшим снижением доходов, вероятно, в 2017 и, возможно, это будет наблюдаться и в 2018 году.

Несмотря на беспорядки, пока власть Лукашенко остается достаточно крепкой. Он контролирует силы безопасности и популярен, в основном,у сельской Беларуси. Кроме того, оппозиция слаба и разделена, а деловое сообщество (бизнесмены) не проявляет особого беспокойствав связи сложившейся в стране ситуацией.

Между Беларусью и Россией существуют трения, но они не выходят за определенные рамки. Лукашенко давно стремится к установлению тесных связей с Россией и на протяжении долгих лет рассматривается Москвой в качестве союзника, хотя в наших ив российских СМИ он регулярно подвергается критике.

В значительной степени не реформированная экономика Беларуси подкрепляется российскими субсидиями, но даже там имеются коммерческие распри и разногласия. Москва требует, чтобы Беларусь платила более высокие цены за топливо. Другой повод для разногласия касается реэкспорта Беларуси в Россию европейских сельскохозяйственных продуктов, которые там запрещены.

Политические отношения и отношения в сфере безопасности между Москвой и Минском также непростые. Беларусь возражает против недавнего создания Москвой пограничных контрольных пунктов и поддерживает существенные связи с Украиной. Более серьезным является отпор Минскапо поводу сильного давления со стороны Кремля, который стремится разместить в стране новую российскую военно-воздушную базу.

Если бы волнения в Белоруси или трения с Россией возросли, могла бы Москва попытаться заменить Лукашенко? Или, например, осуществить военное вмешательство?

Ни то, ни другое. Лукашенко может отклонить протесты в Беларуси, оказывая давление и изматывая демонстрантов и откладывая осуществление закона о паразитах. Он мог бы потерять некоторые рычаги власти, если бы Россия, столкнувшись с собственными экономическими проблемами, сократила субсидии для его государственной экономики. Но гражданское общество в Беларуси реально слабое, и риски для политического восстания в крупном масштабе довольно низкие, что может побудить Москву отказаться от военного вмешательства и использования танков.

Лукашенко никогда не позволял конфронтации с Кремлем зайти слишком далеко, и он обеспечивает участие Беларуси в доминируемых Москвой — Организации Договора о коллективной безопасности ОДКБ и Евразийском Экономическом Союзе. Кремль не может пойти на большее, чем постараться напугать Беларусь в ходе российско-белорусских военных учений «Запад-2017», которые пройдут в сентябре нынешнего года, и именно поэтому Лукашенко сказал, что представители НАТО могут стать наблюдателями этих учений. Президента Беларуси беспокоит то, что после учений некоторые российские войска могут остаться на территории страны.

Президент России Владимир Путин предпринимает смелые и неожиданные шаги, но военное вмешательство в Беларусьможет оказаться очень дорогостоящим. Несмотря на то, что Беларусь обладает высокой стратегической ценностью, Россия обременена сложным состоянием своей экономики, военной озабоченностью в Украине, сирийским кризисом, потенциально Ливией, а также санкциями и изоляцией Запада. Военное вмешательство также подрывало бы усилия Москвы влиять на европейскую политику и добиваться снятия санкций со стороны Запада. Ко всему прочему, на этот раз Запад будет реагировать более решительно.

Запад принимает мало участия в делах Беларуси. Участие Минска в Восточном партнерстве ЕС также минимально. Недавно Лукашенко скромно улучшил связи с Западом, представив Беларусь как оплот Запада против российской власти, но его подавление мирных демонстрантов может лишить его полученных дивидендов и ликвидировать создаваемый перед Западом имидж. У Запада ограниченные возможности влияния на события в Беларуси, но он должен держать свои двери открытыми по мере развития политических процессов, чтобы при удобном случае воспользоваться сложившейся ситуацией.

Общественные демонстрации в Минске и по всей России, которые охватили страны за последние недели, намекают на то, что ветры политических перемен и разочарования в результате наблюдаемого застоя и актов коррупции могут иметь серьезные последствия. Руководители обеих стран обвинят Запад, попытаются вытеснить протесты и, несмотря на разногласия, скорее всего, будут держаться вместе. Эти факторы в настоящее время сближают Кремль и Минск.

Кеннет Яловиц — директор Программы по разрешению конфликтов в Джорджтаунском университете и член Глобального центра Вудро Вильсона,бывший американский дипломат, который дважды служил в посольстве США в СССР и позже возглавлял посольства в независимых Беларуси и Грузии.

Уильям Кортни  — старший научный сотрудник некоммерческой корпорации РЭНД и бывший посол США в Казахстане и Грузии.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

869