Бакинская городская скульптура: Памятник музыканту - поэту скрипки и выдающемуся просветителю

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

В Баку можно увидеть памятники не только известным азербайджанским деятелям культуры, науки, видным представителям нашего народа из самых разных областей, но и монументы, воздвигнутые иностранцам. Эти скульптуры являются проявлением дружбы народов, символом мира и согласия. Это своего рода культурный обмен между странами, направленный на укрепление культурных мостов, развитие и упрочение взаимных связей между государствами. Один из таких примеров – памятник Джордже Энеску, выдающемуся румынскому композитору, дирижеру и скрипачу, установленный в 8-м микрорайоне.

Джордже Энеску — это гордость музыкальной культуры Румынии, художник, кровно связанный всем своим искусством с родной страной. Вместе с тем, по масштабам деятельности и вкладу, который он внес в мировую музыку, его значение выходит далеко за национальные границы. Легендарный виолончелист Пабло Казальс называл Энеску “величайшим музыкальным чудом со времен Моцарта” и “одним из гениев современной музыки”.

Есть личности, про которые нельзя сказать «он скрипач», или «он пианист», их искусство как бы поднимается «над» инструментом, с помощью которого они выражают свое отношение к миру, мысли и переживания; есть личности, которым вообще тесно в рамках одной музыкальной профессии. К числу таких принадлежал Джордже Энеску. Скрипка была одной из его главных профессий в музыке, но еще более его привлекало фортепиано, композиция, дирижирование.

«Я без колебаний помещаю его в самый первый ряд композиторов нашей эпохи… Это относится не только к композиторскому творчеству, но и ко всем многочисленным аспектам музыкальной деятельности гениального художника — скрипача, дирижера, пианиста… Среди тех музыкантов, которых я знаю. Энеску был наиболее многогранным, достигшим в своих творениях высокого совершенства. Его человеческое достоинство, его скромность и моральная сила вызывали во мне восхищение…» В этих словах знаменитого испанского виолончелиста, дирижера и композитора Пабло Казальса дан точный портрет Дж. Энеску — замечательного музыканта, классика румынской композиторской школы, объездившего весь мир и дирижировавшего лучшими оркестрами Нью-Йорка, Лондона, Парижа.

«Его замечательное творчество всеми своими корнями уходит в народную музыку», — эти слова Д. Шостаковича выражают суть искусства выдающегося румынского музыканта.

Об истории создания этого памятника рассказывает его автор – Натик Алиев, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена Шохрат и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства). Архитектор — Расим Балакишиев.

Создание любой скульптуры начинается с изучения биографии того, кого будет делать автор, и Натик Алиев объясняет, насколько полученная информация помогает скульптору в работе, позволяя глубже погрузиться в процесс творчества.

«Я не раз слышал об этом известном румынском композиторе, но ранее мне не доводилось слушать его произведения. Получив предложение создать памятник Джордже Энеску, который планировалось поставить в центре Баку, я дал утвердительный ответ и приступил к изучению жизни и творчества своего героя. Монументальная скульптура интересна еще и тем, что, работая над созданием нового образа, ты расширяешь границы своего познания, собираешь новую информацию, читаешь больше книг, воспоминания их современников, автобиографические издания, находишь интересные факты из жизни выдающихся людей. Это нас, скульпторов, обогащает духовно, ведь каждая новая работа – это нечто непохожее на предыдущее, новая идея, новый подход, новый человек, новый образ. Ведь перед нами может стоять задача создать монумент человеку из любой сферы. К примеру, памятник физику, архитектору, музыканту, спортсмену и т.д. Каждый раз новая область, новый подход и новые идеи. Полученная информация помогает лучше почувствовать характерные особенности личности, чей памятник ты собираешься создать, а также понять, каким характером и нравом обладал этот человек, включая привычки, особенности поведения, предпочтения и многое другое, что позволяет получить характерный образ человека на основе личностных особенностей героя. А осведомленность и подготовленность в этом вопросе очень помогают», — отмечает Н.Алиев.

Однако сроки поджимали, так как в Баку планировался официальный визит президента Румынии Траяна Басеску, поэтому перед скульптором была поставлена задача создать бюст Энеску за максимально короткий срок, но автор решил увеличить размеры памятника. «Для того, чтобы больше узнать о композиторе я встретился с представителями румынского посольства в Азербайджане, которые мне предоставили полезные архивные материалы, исторические фотографии музыканта и поделились другой важной информацией. Изучив материалы и послушав музыку Энеску, я узнал, что мой герой – это всемирно известный музыкант, которого обожают в Европе, чьим именем назван румынский симфонический оркестр. Энеску можно сказать ровесник Узеира Гаджибейли, основоположника современного музыкального искусства Азербайджана, который был моложе Энеску на четыре года. Энеску для румын настолько важен и значим, как Гаджибейли для нас. Если говорить об образе, то меня зацепил тот факт, что Энеску, будучи изначально скрипачом, а впоследствии, став композитором и дирижером, до конца жизни играл на скрипке. Это был его любимый инструмент. В моей голове моментально возникла идея – создать скульптурную композицию со скрипкой. Однако я решил изваять не бюст, а полуфигуру музыканта, «вырастающего» из гранита, а если бы у меня было время, то целую фигуру. Естественно, я просмотрел другие памятники Джорджу Энеску, ранее установленные румынскому композитору, чтобы не повторяться. Свой эскиз я сделал не из пластилина, а гальваники (медное напыление на пластилин), имеющей металлический цвет, благодаря которому можно сразу понять, как в конечном итоге будет выглядеть скульптура после отлития из бронзы, так как именно такой вариант гораздо ближе к конечному результату, чем другие. В итоге эскиз понравился и сразу был утвержден», — вспоминает Алиев.

Но приступив к выполнению данной скульптуры, Натик муаллим столкнулся с определенными трудностями. «Начав переводить работу в ее размер, и работая над скрипкой, которая, естественно, превышала стандартные размеры инструмента (полторы натуры), я столкнулся с некой дилеммой. Я стал сомневаться, а действительно ли она напоминает скрипку?! Возможно, она получилась несколько больше и напоминает альт?! А у меня дома нет этого инструмента, поэтому я не смог сравнить, чтобы убедиться в правильности пропорций и визуальном сходстве. Даже фотография не позволяет сделать точные оценки, нужна была настоящая скрипка, но где ее достать?», — с улыбкой вспоминает Натик муаллим.

Однако на помощь скульптору пришел его давний друг выдающийся азербайджанский композитор, Народный артист Хайям Мирзазаде, известный друг художников, коллекционер, арт-критик, частый гость в мастерских художников и правдолюб. Натик муаллим дружил с Хайямом муаллимом, часто бывал у него дома, общался. «Я позвонил Хайяму муаллиму, и услышал в трубке его коронный ответ: «Мирзазаде слушает!». Узнав о моей просьбе, он рассмеялся, и даже немного рассердился. Все знали, что у него был сложный характер. В итоге я не получил ответ ни «да», ни «нет», решил, что придется выкручиваться самому, используя фотографию. Однако на следующей день раздался звонок. Это был Хайям муаллим, который спросил своим строгим тоном: «Привет! Ты где?! Выходи на улицу, я замучался, целый день для тебя ищу скрипку. Забирай и береги, как зеницу ока!», — рассказывает мастер.

Но получив инструмент, скульптор понял, что в работу нужно внести определенные изменения. «Скрипка, привезенная Хайямом муаллимом, сильно изменила мою работу, и даже отношение к ней. Взяв в руки этот красивый идеальный по форме инструмент, у меня появилось ощущение, что я держу младенца. Это непередаваемое чувство. Примечательно, что это была рабочая скрипка, на которой уже играли и не раз, а не только что купленная в магазине. Инструмент обладал такой энергетикой, что я просто в него влюбился. Эффект был настолько сильным, что мне захотелось самому научиться играть на скрипке. Эта энергетика и передалась скульптуре. Характер монумента изменился, так как скрипка стала диктовать свои условия. Сопоставив размеры и вылепив инструмент, мне пришлось изменить габариты Энеску, чтобы добиться гармонии и пропорциональности, что заняло определенное время, так как скульптура была уже практически готова, но из-за инструмента пришлось ее переделывать. Говоря о скрипке, я сделал не просто копию скрипки, а творчески подошел к поставленной задаче, чтобы инструмент имел внешнее сходство, но и сочетал в себе элементы художественности. В таком случае скульптура вызывает интерес, как у музыкантов, так и художников, которые смотрят на нее под своим углом», — отмечает Натик Алиев.

Интересные факты. Джордже Энеску играл на скрипке работы Джузеппе Антонио Гварнери, которую также называют “Cathedral” (“Собор”), а сегодня ее, разумеется, часто упоминают как “экс-Энеску”. В 2008 году, после конкурса, проведенного министерством культуры Румынии и Национальным Энеску, скрипку передали в пользование скрипачу Габриэлю Кроитору. Энеску также принадлежали две скрипки, сделанные в первой половине XX века специально для него мастером Полем Каулем. Эти скрипки прекрасно звучат и представляют большую историческую ценность.

Специалисты отмечают, что как скрипач Энеску был неподражаем. В его игре приемы одной из самых утонченных европейских скрипичных школ — французской школы — соединялись с приемами румынского народного «лаутарского» исполнительства, впитанными еще с детства. В результате этого синтеза создался неповторимый, оригинальный стиль, отличавший Энеску от всех других скрипачей. Энеску был поэтом скрипки, художником с богатейшей фантазией и воображением. Он не играл, а творил на эстраде, создавал своего рода поэтические импровизации. Ни одно исполнение не было похоже на другое, полнейшая техническая свобода позволяла ему изменять во время игры даже технические приемы. Его игра походила на взволнованную речь с богатейшими эмоциональными оттенками.

Когда скульптура была готова, наступила другая не менее важная и сложная стадия работы, а именно соединение монумента с постаментом из гранита. «Было решено сделать немного нестандартный пьедестал. С левой стороны фасада гранит хорошо отшлифован и имеет угол в 90 градусов, а с другой — пьедестал немного скошенный, а сторона напоминает продолжение движения руки композитора, чем создается перспектива. Главная мысль была – показать музыканта, понимающего музыку, а не скрипача, играющего на инструменте. Конечно, первоначально он был скрипачом, но впоследствии максимально расширил свое амплуа, став композитором и многогранной личностью. В «Воспоминаниях» Энеску признается, что всегда чувствовал себя не столько скрипачом, сколько композитором. «Скрипка — прекрасный инструмент, согласен, — пишет, он, — но меня она не могла удовлетворить полностью». Фортепиано и композиторское творчество привлекали его гораздо больше, чем скрипка. То, что он стал скрипачом, произошло не по его собственному выбору — так сложились обстоятельства, «случай и воля отца». Скрипка не позволяла ему целиком и полностью раскрыть свой огромный потенциал, и он вышел за ее пределы. Поэтому образ композитора Д.Энеску, созданный мной, погружен в размышления, хотя и держит в правой руке смычок и скрипку, свой первый инструмент. В этот момент он сочиняет музыку, обдумывает новые произведения, перебирает приходящие в голову идеи. Энеску погружен в некое состояние умиротворения, ведь музыка – это уникальное искусство, дарящее людям яркие неподдельные эмоции», — говорит скульптор.

Церемония открытия монумента великому румынскому музыканту Джордже Энеску в одном из центральных парков Баку состоялась 11 октября 2006-го года. В мероприятии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Румынии Траян Басеску.

Выступая на церемонии, И.Алиев напомнил о том, что двумя годами ранее, когда Т.Басеску был на посту мэра, в Бухаресте был воздвигнут памятник Гейдару Алиеву. После этого также состоялось открытие парка его имени. Все это, по словам главы государства, является проявлением искренних дружеских отношений между двумя странами. Т.Басеску в свою очередь выразил благодарность румынской стороны азербайджанцам за открытие в Баку памятника известному румынскому скрипачу, композитору и дирижеру Джордже Энеску. По его словам, Азербайджан и Румыния придают большое значение развитию культурных связей.

Несмотря на то, что скульптура понравилась обеим сторонам, до того момента, когда была снято покрывало, Натика муаллима не покидало волнение. Как признается сам автор, каждая новая работа для него экзамен и, чтобы сдать его, он прикладывает все свои силы, умения и возможности. Ведь это большая ответственность, тем более, когда в открытии участвуют первые лица двух государств.

Джордже Энеску родился 19 августа 1881 года и провел первые 7 лет жизни в Ливени, сельской местности на севере Молдовы. В сознание впечатлительного ребенка навсегда вошли картины родной природы и крестьянской жизни, сельские праздники с песнями и плясками, звучание дойн, баллад, народных инструментальных наигрышей. Уже тогда были заложены первоначальные основы того национального мироощущения, которое станет определяющим для всей его творческой натуры и деятельности.

Энеску получил образование в двух старейших европейских консерваториях — Венской, где в 1888-93 гг. обучался как скрипач, и Парижской — здесь в 1894-99 гг. он совершенствовался в классе известного скрипача и педагога М. Марсика и обучался композиции у двух крупных мастеров — Ж. Массне, затем Г. Форе.

Блестящая и многосторонняя одаренность юного румына, окончившего обе консерватории с высшими знаками отличия (в Вене — медаль, в Париже — Гран-при), неизменно отмечалась его педагогами. «Ваш сын принесет огромную славу и Вам, и нашему искусству, и своей родине», — писал Масоне отцу четырнадцатилетнего Джордже. «Трудолюбив, рассудителен. Исключительно ярко одарен», — слова Форе.

Путь концертирующего скрипача Энеску начал с 9 лет, когда впервые выступил в благотворительном концерте на родине; тогда же появился и первый отклик: газетная статья «Румынский Моцарт». Дебют Энеску-композитора состоялся в Париже: в 1898 г. знаменитый Э. Колонн продирижировал его первым опусом — «Румынской поэмой». Светлая, юношески романтическая Поэма принесла автору огромный успех у искушенной публики, и признание в прессе, а главное — в среде взыскательных коллег.

Вскоре после этого юный автор представляет «Поэму» под собственным управлением в бухарестском зале Атенеум, который станет затем свидетелем многих его триумфов. То был его дебют дирижера, а также и первое знакомство соотечественников с Энеску-композитором.

Хотя жизнь концертирующего музыканта заставляла Энеску часто и подолгу находиться за пределами родной страны, он сделал удивительно много для румынской музыкальной культуры. Энеску был среди инициаторов и организаторов многих важнейших в национальном масштабе дел, таких, как открытие в Бухаресте постоянного оперного театра, основание Общества румынских композиторов (1920), в котором он стал его первым президентом; Энеску создал в Яссах симфонический оркестр, на базе которого затем возникла филармония.

Д. Энеску заботился о процветании национальной композиторской школы. В 1913-46 гг. он регулярно отчислял из своих концертных гонораров средства для премирования молодых композиторов. В Румынии не было ни одного талантливого композитора, который не стал бы лауреатом этой премии. Энеску поддерживал музыкантов и материально, и морально, и творчески. В годы обеих войн он не выезжал за пределы страны, говоря: «пока моя родина страдает, я не могу с ней расстаться». Своим искусством музыкант нес утешение страдающему народу, играя в госпиталях. А также собирал средства в фонд помощи сиротам и артистам, оказавшимся в нужде. Удивительна любовь Энеску к родине. В 1913 году он на свои средства учредил Национальную премию своего имени.

Благороднейшая сторона деятельности Энеску — музыкальное просветительство. Прославленный исполнитель, которого наперебой приглашали крупнейшие концертные залы мира, многократно объезжал всю Румынию с концертами, выступал в городах и местечках, неся высокое искусство людям, которые нередко были лишены его. В Бухаресте Энеску выступал с крупными концертными циклами, он впервые в Румынии исполнил многие классические и современные произведения (Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Д. Шостаковича и др.)

О его доброте, отзывчивости сохранились даже анекдоты. В Париже один посредственный скрипач уговорил Энеску аккомпанировать ему на концерте, чтобы привлечь публику. Энеску не смог отказаться и попросил швейцарского пианиста Альфреда Корто переворачивать ему ноты. На другой день одна из парижских газет с чисто французским остроумием писала: «Любопытный концерт состоялся вчера. Тот, кто должен был играть на скрипке, играл почему-то на рояле; тот, кто должен был играть на рояле — переворачивал ноты, а тот, кто должен был переворачивать ноты — играл на скрипке…»

Энеску был художником-гуманистом, его взгляды носили демократический характер. Он осуждал тиранию и войны, стоял на последовательной антифашистской позиции. Он не поставил свое искусство на службу монархической диктатуре в Румынии, отказался от гастролей в Германии и Италии во времена фашизма. В 1944 г. Энеску стал одним из основателей и вице-президентом Общества румыно-советской дружбы. В 1946 г. он приезжал на гастроли в Москву и выступал в пяти концертах как скрипач, пианист, дирижер, композитор, отдавая дань признательности народу-победителю.

Если слава Энеску-исполнителя была всемирной, то его композиторское творчество при жизни не нашло должного понимания. При том, что его музыку высоко ценили профессионалы, она сравнительно редко звучала для широкой публики. Только после смерти музыканта по достоинству было оценено его огромное значение как классика и главы национальной композиторской школы.

Среди сочинений Энеску — опера «Эдип» (Oedipe, 1936), три симфонии, две оркестровые Румынские рапсодии, Камерная симфония для виолончели и небольшого оркестра, камерные произведения, в том числе пьесы для скрипки с фортепиано. В средние и более поздние годы жизни композитора волнует конфликт человека со злыми силами — как внешними, так и скрытыми в самой его натуре. Наиболее глубоко и многогранно эта тема раскрыта в опере «Эдип», в которой утверждается идея непримиримого сопротивления человека злым силам, его победы над роком. Поставленная впервые в Париже в 1936 г. опера имела огромный успех; однако на родине автора она впервые была поставлена только в 1958 г. Опера «Эдип» признана лучшей румынской оперой и вошла в европейскую оперную классику XX в.

Энеску ушел из жизни в Париже 4 мая 1955 года. В своих воспоминаниях, завершенных незадолго до смерти, музыкант писал: «В жизни я не искал ни славы, ни наград».

При подготовке материала использовались выдержки из статьи Р. Лейтес

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

2702
virtonnews.com