Американский эксперт: «Россия обладает супер-оружием, которому нет альтернативы»

Есть ли будущее для суперкавитирующей торпеды?

С 1997 года США работают над созданием такого оружия. Действительно, в настоящее время ВМС США находится в процессе модернизации маститых торпедных аппаратов марки 48, которые могут быть использованы в обозримом будущем. С другой стороны, требования ВМФ были намного больше, чем возможности скоростной подводной ракеты «Шквал», включая такие особенности, как поворот, идентификацию и самонаводку целей.

Тем временем российские подводные лодки — единственные в мире подводные лодки, оснащенные суперкавитирующими торпедами, модернизированными версиями «Шквала», вооруженные обычной боеголовкой. Российская промышленность также предлагает экспортную версию «Шквал E» для продажи за рубежом. Иран утверждает, что имеет суперкавитирующую торпеду, называемую «Hoot», и которая, как предполагается, является перепроектированная версия ракеты «Шквал».

В 2004 году немецкий оборонный подрядчик «Diehl-BGT» анонсировал торпеду под названием «Barracuda». Новая технология позволяет торпеде развивать скорость до 194 узлов. «Barracuda» предназначалась для запуска с подводных лодок и надводных судов, а испытательные модели могли перемещаться по прямым и кривым траекториям. Однако программа, по-видимому, никогда не была переведена в товарное оружие.

Представьте внезапное анонсирование оружия, которое обладает скоростью в шесть раз быстрее, чем его предшественники. Потрясение от такой прорывной системы превратило бы данное оружие в мишень основных военных подрядчиков и потенциальных конкурентов, которые мгновенно попытались бы принять контрмеры и разработать более усовершенствованную модель. Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается затишье в великой гонке вооружения и использование новой технологии пока отложено, так называемая «суперкавитирующая торпеда» может вскоре встряхнуть мир.

Во время холодной войны Советский Союз сильно полагался на свой подводный флот, чтобы отрицать преимущество Америки в военно-морских силах. Перед военно-морским флотом США была поставлена задача не только помочь защитить поток военного подкрепления в Европу в случае начала Третьей мировой войны, но и чтобы он мог угрожать непосредственно Советскому Союзу и мог бы выследить и потопить его подводные лодки с баллистическими ракетами. Вначале СССР использовал огромное количество дизельных электрических подводных лодок, а затем более совершенные атомные подводные лодки, чтобы свести к минимуму шансы США.

Одним из самых инновационных подводных вооружений, который разработал Советский Союз, была торпеда с суперкавитацией VA-111 Шквал («Шквал»). Весьма классифицированный и систематизированный, «Шквал» был практически неизвестен до окончания «холодной войны» и стал общеизвестным только в середине 1990-х годов. Работая на ракетном двигателе, он способен на удивительные скорости до 200 узлов в час. Но в мире, где наибольшее количество кораблей и подводного оружия достигала скорости 50 узлов, как российским инженерам удалось достичь такого прорыва в скорости?

Традиционно для приведения в движение торпеды используют пропеллеры или насосы. С другой стороны, «Шквал» использует ракетный двигатель. Этого достаточно, чтобы сделать его быстрым, но путешествие по воде создает определенные проблемы в связи с большим сопротивлением. Решение: убрать воду с пути торпеды. Но как именно это сделать, если объекта находится в толще морских глубин?

Решение: испарение жидкой воды в газ.

«Шквал» решает эту проблему, отводя горячий ракетный выхлоп из своей носовой части, которая превращает воду перед ним в пар. Когда торпеда движется вперед, она продолжает испарять воду на своем пути, создавая тонкий пузырь из газа. Путешествуя в газовом пузыре, торпеда сталкивается с гораздо меньшим сопротивлением, позволяя себе передвигаться со скоростью до 200 узлов. Этот процесс известен как суперкавитация.

Трюк с поддержанием суперкавитации — это удерживание торпеды в газовом пузыре. Эта технология делает маневры поворота более каверзными, так как смена курса может привести к выходу части торпеды за пределы пузыря, вызывая внезапное торможение со скоростью 230 миль в час. Ранние версии «Шквал», по-видимому, имели очень примитивную систему наведения, и поэтому траектории атаки были бы довольно прямыми торпедными трассами.

Учитывая, что боеголовка была ядерной, вероятно, этого было достаточно для уничтожения цели. Понятно, что в Советском Союзе были времена, когда скорость торпеды была важнее маневренности.

Первоначально «Шквал» был разработан в 1960-х годах как средство быстрого нападения на атомные подводные лодки НАТО, доставляя ядерную боеголовку на ранее неслыханных скоростях. Торпеда имеет стандартный 533-миллиметровый торпедный диаметр и несет боеголовку весом 460 фунтов. Максимальная дальность «полета» — 7500 ярдов. «Шквал» стал серийно производиться в 1978 году и в этом же году «поступил на службу» в советский флот.

Как и любое оружие, у него есть свои недостатки. Во-первых, газовый пузырь и ракетный двигатель очень шумные. Любая подводная лодка, которая запускает суперкавитирующую торпеду, мгновенно выдает свою приблизительную позицию. Однако, такое быстродвижущее оружие может уничтожить врага прежде, чем он успеет предпринять какие-то ответные действия, получив информацию о приблизительном нахождения подводной лодки.

Другим недостатком суперкавитирующей торпеды является невозможность использовать традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель производят достаточно шума, чтобы оглушить встроенные активные и пассивные системы наведения гидролокатора. Ранние версии «Шквала», по-видимому, были неуправляемыми, ориентированными именно на скорость, на которую делалась главная ставка. В более новой версии торпеды применяется компромиссный метод, использующий суперкавитацию для спринта в целевую область, а затем замедляющийся для поиска цели.

«Шквал», шумное, но эффективное оружие, которое разбивает парадигму подводной войны. 200-узловая торпеда — очень привлекательная возможность, и по мере того, как морская конкуренция возрастает как в Атлантике, так и в Тихом океане, мы можем стать свидетелями того, что еще больше флотов используют суперкавитирующие конструкции и соответственно корректируют свою подводную тактику. Подводная война становится все мощнее и смертоноснее.

Кайл Мизоками — специалист в области обороны и национальной безопасности. Живет и работает в Сан-Франциско, а его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога Japan Security Watch.

Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1001