Известный художник Стефани Бауэрле создаст костюмы для балета «Зов степи» в «Астана Опера». Она работала с такими дизайнерами, как Вивьен Вествуд и Валентино, а также со знаменитыми хореографами и художниками по костюмам, среди которых Джон Ноймайер, Ролан Пети, Пьер Лакотт, Владимир Малахов, Йорма Эло, Луиза Спинателли, Сандра Вудолл и многие другие. В своем интервью Стефани Бауэрле поделилась мнением о работе в Казахстане.
— Мы знаем, что концепция спектакля заключается в минимализме. Однако, все же хотелось бы подробнее узнать, какие будут костюмы, из какой ткани они шьются, в каких цветах выдержаны и почему?
— Костюмы в первом и во втором актах значительно различаются, это связано с тем, что в первой части спектакля они перекликаются с природой Казахстана, с его землей, можно сказать, что это своего рода, новый фольклорный стиль. Соответственно здесь использовано много цветов природы, мастерицы пошивочного цеха будут наносить на костюмы рисунки с видами неба, травы, прекрасных озер и гор, покрытых снегом. То есть наша задача — показать людей не просто на земле, а народ, порожденный этой землей. На мой взгляд, здесь ощущается важный момент, который передает дух Великой степи. Второй акт посвящен современному городу Нур-Султан, в связи с чем в нарядах героев много блестящего, золотистые тона, серебристые, синие и голубые оттенки. В целом, город выдержан в золотом цвете, здесь много стеклянных окон, зеркальных поверхностей со стальными конструкциями. Мы хотим сделать эту часть такой же блестящей, как и сам город. У нас есть герои-рабочие, костюмы которых сшиты из очень плотного темного материала. У артисток балета будет необычная одежда в виде чистого листа бумаги, как символ того, что на них можно создать эскизы идей нового города. Обе части балета будут связаны друг с другом. Их объединяет духовная составляющая – связь с предками.
— Будете ли Вы в костюмах использовать национальные орнаменты?
— Для меня интересно работать в разных странах и изучать информацию о них. В Казахстане очень много орнаментов, меня это действительно удивило. Когда я исследовала факты о вашей замечательной стране, не могла найти подробного описания таким деталям как орнаменты, потому что все ориентировано только на туристов. И конечно, я сосредоточилась на том, чтобы показать то, что не известно всем, найти и передать оригинальные, исконные орнаменты. Стала наблюдать, какими они были на юртах, на одежде наездников, сбруе лошадей. Нарисовала что-то подобное и посоветовалась с профессионалами в «Астана Опера», мою работу одобрили. Определенные орнаменты можно использовать только для мужчин, другие только для женщин. Мастерицы швейного цеха делились со мной историей развития Казахстана, которую мне было интересно узнать, а также тонкими деталями, к примеру, для какого именно случая можно использовать тот или иной национальный элемент в костюме. Вместе мы нашли интересный дизайн. Хотели также рассказать историю прошлых веков, чтобы показать корни Казахстана.
Если Вы приехали из Европы и не были погружены в эту культуру, вы не сможете увидеть разницу, специфику этих орнаментов, которые имеют богатую историю развития. В каждый период времени существовало определенное влияние культур, что также отражается в орнаментации. Изначально мне казалось, что все они схожи друг с другом. Но после глубокого изучения истории, благодаря моим коллегам из театра «Астана Опера», думаю, мне удалось погрузиться во все детали и отразить их в костюмах.
— Работа над этой постановкой началась еще до пандемии, было много времени поразмышлять над идеями костюмов для всех героев, добавили ли Вы что-то еще в эскизы костюмов за это время, может быть, что-то решили поменять кардинально?
— Это обычный процесс работы, который происходит и без пандемии. Концепция произведения начала обсуждаться полтора года назад. Мы определились с тем, что хотим, приступили к ее реализации, и потом уже не вносили значительных изменений. Кроме того, что увеличили длительность спектакля, и в первые тридцать минут необходимо было создать необычную атмосферу, которая отражалась бы не только в декорациях, но и костюмах. Сейчас у нас уже идут примерки, в процессе какие-то вещи меняются, мы смотрим на пропорции каждой детали, но для нас самое важное, чтобы костюм подходил артисту. Хотим, чтобы каждый солист, артист кордебалета был в идеально подходящем сценическом наряде.
— Какой из них Вам нравится больше всего?
— Мне нравятся несколько костюмов. Одни из любимых — в старинном стиле, потому что я так много изучила информации о Казахстане. Мне интересно видеть, как приобретенные мною знания оживают в костюмах. Я знаю об особенностях национальной одежды девушки, матери, отца, этот процесс был очень познавательным для меня. Мне нравится наблюдать за мастерами, они вовлечены в свою работу, любят ее, хотят показать максимально лучшие результаты, предлагают свои идеи. Кроме того, мне нравятся костюмы «Чистые листы бумаги», они прозрачные и чтобы получилось и платье, и в то же время не платье – вызов для меня.
— Понравился ли Вам этот новый опыт работы с казахстанской труппой?
— Труппа здесь очень молодая и сам театр молодой. Я работала со многими старинными театрами со многовековой историей. Когда я ехала сюда, то не знала, чего ждать, а когда приехала, поняла, что здесь очень высокий уровень. Иногда бывает создается что-то новое, ты смотришь и думаешь – хорошо, этой компании предстоит многому научиться. Но это совсем не касается «Астана Опера», здесь потрясающий цех, хорошие люди, которые точно знают, что делают. Я была приятно удивлена увидеть такое высокое качество в таком молодом театре. Другая ценность – это люди, которые здесь очень открытые и отзывчивые. Доброжелательные швеи советуют мне, что лучше всего посмотреть в городе, какое блюдо попробовать и это здорово. Единственное, что нужно – приехать в Казахстан, проделать дальний путь, но это того стоит.
— Скажите для наших читателей, почему, на Ваш взгляд, этот балет нужно обязательно посмотреть.
— Приходите посмотреть балет «Зов степи», потому что этот спектакль о прошлом, настоящем и будущем. Вы будете поражены тому, что увидите свою страну с неожиданных сторон.
www.novayaepoxa.com