Эксперт: Москва до последнего момента будет называть это «внутренним делом» Армении, а потом просто поздравит своего старого друга

На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com отвечает российский политолог, эксперт по Кавказу Наталья Захарова:

— 44-х дневная война в Карабахе и новый период в отношениях Азербайджана и Армении, смена правительства в Грузии, в том числе новый подход Кремля ко всем этим процессам… Как вы оцениваете последние процессы на Южном Кавказе?

— Происходящее на Южном Кавказе чаще характеризуют через международные политические процессы мира и конфликтов, но все-таки решающим фактором являются ресурсы: финансы, территории, транзитные потоки. Территориальные успехи Азербайджана, так вдохновляющие народ этой страны, дают возможность не ощущать так остро непростые экономические обстоятельства. “Эффект Крыма” дал российским властям рост рейтингов и время на передышку, но Москва не сумела эффективно воспользоваться моментом и вовремя реструктуризировать экономику. Алиев умеет делать выводы не только из своих ошибок. И экономика, и пропаганда в ближайшее время будут демонстрировать только положительную динамику.

Наталия Захарова

Протесты в Грузии, митинги “Аруаа” в Сухуме — весьма тревожные звоночки для мира в регионе. Казалось бы, Москва сейчас больше вовлечена в происходящее в Белоруссии, на днях Путин и Лукашенко встречались, и чтобы ни говорили официальные паблики, диалог там сейчас совсем непростой. Но и южные рубежи России не остаются без внимания Москвы, хотя в официальных сводках мы не увидим информации об активности Кремля в отношении своего грузинского соседа. Но это характеризует саму работу, а не её отсутствие. И в ближайшее время рост антироссийских настроений в Грузии не прогнозируется.

Когда мы говорим о Южном Кавказе, мы не можем не затрагивать мировую политику в целом. Есть прежние стратегии и программы государств, есть те, которые вырабатывались в период пандемии, но они были больше нацелены на противодействие коронавирусу, спасению населения и предотвращение пандемии. Ещё какое-то время мир будет доживать прежние международные программы и приходить в себя после глобальной эпидемии, а потом мы увидим расцвет новых международных стратегий, программ и политик. Уверенно можно сказать, они будут жестче и беспринципнее. Мы рискуем получить ощутимый рост напряжения и вооруженных конфликтов ещё в этом году.

— Внутриполитическая ситуация в Армении остается напряженной и со временем все больше накаляется. Политический кризис в стране углублялся со скандалом вокруг увольнения главы Генштаба, который отказался покинуть свой пост. Чем все это закончится, по-вашему? Пашинян сумеет сохранить свой пост?

— Происходящее в Армении — интереснейший политологический казус, это ещё раз про то, как важно сегодня каждому не просто иметь мнение по вопросам существования собственной страны, но и быть сознательным деятелем сегодняшнего дня своего государства. В мире, пронизанном глобализацией и информатизацией, важно каждому переоценить делегирование своих полномочий государству. Не отказаться от этой традиции, свойственной всему человечеству, но учитывать эффективность государственных институтов в современных условиях, мировых масштабах. Внутриполитическая борьба в Армении достаточно предсказуема. И в этом контексте, если Пашинян сделал что-то хорошее для своей страны, можно сказать ему спасибо и перестать трепать эту политическую фигуру, рейтинги которой катятся по нисходящей. У Еревана есть выбор. Москва до последнего момента будет называть это “внутренним делом” Армении, а потом просто поздравит своего старого друга.

— Пандемия серьезно испытала на прочность экономическую устойчивость всех стран мира. Как Россия перенесла этот длительный шок, и какое влияние оказывали социальные ограничения на регионы Северного Кавказа, где у населения есть некая ментальная склонность к нарушения некоторых правил и запретов?

— Политическая повестка России и во внутреннем пространстве России, и на международной арене во многом окрашена ростом оппозиционных настроений, ситуацией вокруг главного оппозиционера страны Навального. Безусловно, российские власти не могут это игнорировать. Но мы не раз видели, как Путин, на фоне какой бы там ни было ситуации внутри государства, удивлял степенью готовности к новым международным вызовам. Тот же Крым стал для многих сюрпризом. И при какой бы непростой ни была ситуация, Москва очень внимательно и тщательно работает и будет работать как с Арменией, так и с Грузией. Империя весьма внимательна к своим интересам. Ереван тщательно пытается разрешать внутренний политический кризис. Армяне хорошо понимают, чего может стоить разобщенность. Но в ближайшее время мы увидим усугубляющийся экономический кризис, который для армян может стать просто катастрофичным.

— На фоне усиления международных санкций против России страна испытывает конкретные экономические трудности. Как отражается кризис в России на кавказские республики, которые в основном являются дотационными?

— Россия предприняла немало усилий, чтобы скомпенсировать экономические последствия пандемии — это и налоговые поблажки для бизнеса, и выплаты населению, льготное кредитование, социальные программы. Можно уверенно сказать: “Мы справились”. Да, есть последствия, и для бизнеса, и для населения, но мы смогли выработать механизмы преодоления распространения коронавируса, взять ситуацию под контроль и даже разработать вакцину против этой инфекции, признанную на мировом уровне. Северный Кавказ с его традиционным отсутствием дисциплины не особенно страдал от социальных ограничений. Режим строгой самоизоляции был только в Чечне. В других регионах СКФО РФ это коснулось населения 65+, государственных организаций, образовательных, а значит и детей. Бизнес понес последствия от режима ограничений, но бюджетники как получали свои зарплаты, так даже в режиме самоизоляции продолжали их получать. В этом смысле последствий практически не было. А учитывая традиционную кавказскую взаимовыручку и заботу о земляках, крепости Северного Кавказа выстояли и перед ковидной осадой, хотя потери немалые. Все-таки и на Северном Кавказе, как и во всем мире, медики первое время не имели достаточной информированности, опыта и оснащения для лечения новой коронавирусной инфекции, но потом и это было реализовано.

В кавказских республиках России существенный рост цен. Списать всё на сезонность невозможно. В этом СКФО не отличается от других регионов России — не хватает ли тебе бюджетных денег, либо заработанных самостоятельно, одинаково плохо. И улучшения ситуации ожидать пока не приходится. А вот рост социального напряжения в ближайшие два месяца на фоне роста расходов населения и падения реальных доходов вполне возможен. При этом у Москвы катастрофическая ситуация с официальной пропагандой, которая перестала быть способной связывать ожидания публики и власти, поэтому ситуация может развиваться весьма остро.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.novayaepoxa.com

1098
virtonnews.com