На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает экономист, сотрудник Института Экономики НАНА Эллада Ханкишиева.
— На фоне корнавирусной пандемии, как можно оценить работу азербайджанского правительства? Предпринятые меры, принятая социально-экономическая программа для поддержки населения и предпринимателей достаточны?
— Разразившаяся по всему миру пандемия короновируса и резкое падение мировых цен на нефть имеют серьезные последствия для экономики Азербайджана. Но даже падение нефтяных цен и обрушение фондовых рынков не так пугает как вспышка вируса и уязвимость человеческой жизни к нему. Азербайджанское правительство своевременно среагировало на внешнюю ситуацию с вирусом и ввела в стране режим карантина. Сделав незамедлительный выбор в пользу спасения населения, азербайджанское правительство не ошиблось. Как результат, Азербайджан имеет на сегодня щемящие показатели по числу зараженных и умерших от короновируса.
Достойны одобрения и комплекс антикризисных мер азербайджанского правительства. В сжатые сроки были подготовлены 10 госпрограмм по снижению негативного влияния коронавирусной пандемии на национальную экономику, макроэкономическую стабильность, на субъекты предпринимательства, решению вопросов занятости, а также поддержки социальной защиты населения. Государство выделило на реализацию программ 2,5 миллиарда манатов, что составляет 3 процента ВВП и 10 процентов от государственного бюджета.
Большая часть этих программ в настоящее время реализуются. Они охватывают 4 крупных сектора, 20 направлений деятельности, 300 тысяч работников частного сектора, 300 тысяч микро- и частных предпринимателей, 600 тысяч малообеспеченных слоев населения. Для поддержки материального положения населения своевременно выделяются средства на социальные пакеты, такие как пособие по безработице, социальная помощь и другие. Добавим сюда меры по снижению платежей частных предпринимателей в Государственный фонд социальной защиты, меры по оплате расходов на обучение студентов из семей, относящихся к социально уязвимой группе населения, а также введение льготных лимитов на коммунальные услуги.
Кроме этого, министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров, обращаясь к работодателям, призвал их не допускать сокращения или увольнения работников на фоне временных трудностей, придерживаться принципов социальной ответственности. В Азербайджане введен мораторий на расторжение трудовых договоров. В то же время работодатели, в свою очередь, должны пересмотреть отношения с арендодателями в существующих условиях, обсудить вопросы заморозки арендной платы и другие.
Министр экономики в своих выступлениях также отметил отсутствие каких-либо трудностей в обеспечении страны товарами повседневной необходимости, тесную работу правительства с крупными поставщиками, формировании необходимого объема резервов для потребностей страны и полное обеспечение внутреннего рынка необходимой продукцией.
Но, отмечу, что это еще не окончательные меры, азербайджанское правительство всесторонне анализирует события, прогнозирует возможные негативные процессы, выслушивает обращения предпринимателей и населения, и принимает все необходимые решения для их устранения. Например, в ходе реализации мер выявляются недоработанные моменты. Так, многим гражданам приходит отказ в получении социальной помощи, так как у обратившегося имеется VÖEN, но не учитывается, что он пассивный или приходит отказ в случае наличия участка, не учитывая при этом сезонность выращиваемой на нем продукции. Следовательно, нужен более адресный подход. Здесь хочется добавить, чтобы правительство также усилило государственную заботу семьям с детьми или с больными стариками. Ведь сумма размером 190 манатов в месяц, скорее всего, рассчитана на одного человека, а не на семью с 3 или 4 детьми.
— Пандемия ударила по энергетическому рынку, содействуя сокращению потребности на энергоносители до минимума в мировом масштабе. Страны-экспортеры нефти бьют тревогу. Какие меры предприняли власти Азербайджана для минимизации ущерба для национальной экономики, так как избежать кризис полностью все равно невозможно?
— Соглашусь, что нефтяная отрасль на сегодня заслуживает особенного внимания, потому как, являясь нефтяной страной, Азербайджан сильно зависит от ситуации на мировом энергетическом рынке. Падение спроса почти на 20% привело к жесточайшему кризису перепроизводства, а вместе с этим опустило цену на нефть на рекордно низкие грани.
Азербайджан, как страна, сотрудничающая в формате «OPEC +», участвует в переговорах и предложил другим производителям нефти, не представленным в этом формате, взять на себя определенные обязательства по сокращению добычи нефти, чтобы стабилизировать ситуацию на мировом рынке нефти. В частности, вопрос об исполнении Азербайджаном взятых на себя обязательств обсуждался с компаниями, занимающимися производством нефти в стране и те выразили поддержку мерам, связанным с обеспечением баланса на нефтяном рынке. Обязательства Азербайджана будут распределены в соответствии с процентными показателями ежедневной добычи сырой нефти, сниженными до уровня октября 2018 года и с учетом объемов добычи производителями нефти.
Что касается SOCAR, то она напрямую не сильно зависит от международных цен на сырую нефть, поскольку основная часть нефти, добываемой непосредственно SOCAR, идёт на переработку и сбыт внутри страны по внутреннему тарифу. Нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева SOCAR продолжает работать в обычном режиме. Если сравнить статистику снижения цены на нефть и нефтепродукты, можно увидеть, что степень уменьшения стоимости нефти более высокая, чем у нефтепродуктов. Выгоднее всего производить и реализовывать дизельное топливо, потому что по себестоимости затраты ниже, масла, смазочные материалы. По сообщению SOCAR, энергетическая безопасность нашей страны полностью обеспечена, и все виды потребляемого топлива свободно реализуются населению.
А подушкой безопасности для Азербайджана при минимизации ущерба национальной экономике служат средства SOFAZ, более 80 процентов инвестиционного портфеля которого состоит из стабильных ценных бумаг и золота, которые характеризуются высокой ликвидностью и меньшей волатильностью цен. Как известно, эти активы считаются более надежными инструментами в периоды кризиса.
— А как на счет худшего сценария – если в ближайшем будущем не получится побороть эпидемию? Чем это может обернуться для всего мира? Дефолты, голод, хаос, или…?
— Картина влияния пандемии на экономику стран мира на сегодня такова: карантин и самоизоляция, путем подавления социальной жизни населения подавляют спрос и предложение. Закрываются бизнес структуры, растет безработица, растет число банкротств, разоряются не только компании, но и люди. Невиданный кризис на сегодня наблюдается в авиации и сфере туризма. Растут социальные расходы бюджета на социальные выплаты, и заодно растут расходы на поддержку бизнеса и частных предпринимателей, надеющихся в этом случае только на государственную заботу. И все это в условиях, когда в бюджете все меньше денег из-за сокращения налоговых поступлений, большой волатильности цен на энергетическом рынке, обрушения фондовых рынков, мирового кризиса и обособления границ.
Если до пришествия коронавируса экономисты ожидали роста мировой экономики примерно на три процента в 2020 году, то теперь они пророчат рецессию. Так, если по итогам года экономика так и не вырастет, мир недосчитается примерно 4 трлн долларов. Ряд стран, в которых туризм в ВВП составляет значительную долю, будет поставлен на грань суверенного банкротства и подсядет на долговую иглу. Но в истории человечества были эпидемии и похуже этого, а мир продолжал существовать и экономики стран после кризиса переходили на волну подъема. Те, потрясения экономики, которое пережил Азербайджан в постсоветский период (гиперинфляция, девальвация, потеря сбережений в банках, разруха во всех секторах экономики) сделали нашу страну и наш народ более устойчивой к разному роду кризисов. А вот на примере Китая, где короновирус взял свое начало, заметим, что если в Китае из-за коронавируса большая часть экономики в январе – феврале затормозила, то в марте страна начала работать практически в прежнем режиме.
Даже исследования схожего с короновирусом «испанского» гриппа, который свирепствовал в мире 100 лет назад, показали, что именно те страны, где были приняты меры решительные и неотложные, спад деловой активности оказался не глубоким и по окончании пандемии они росли быстрее. В частности добились более существенного, чем в других городах, роста промышленного производства и банковских активов.
Таким образом, как показывает история, Азербайджан поступил правильно, что не стал медлить с мерами по предотвращению распространения вируса. Жесткие упреждающие меры дают возможность поскорее ослабить карантин и сократить его продолжительность, сохранить демографический баланс и здоровье экономически активного и трудоспособного населения страны. Следовательно, и экономический эффект окажется значительным.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com