Визит Тиллерсона в Анкару: что ожидает российско-турецкие отношения?

О возможном сближении Турции с западными странами, а именно с США и Германией, и как это может повлиять на отношения с Россией, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Виталий Журавлев.

— Позавчера госсекретарь США встретился с президентом Турции Эрдоганом. После встречи стороны были довольны переговоры и заявили, что США и Турция смогли договорится. Как вы оцениваете договоренности США и Турции?

Виталий Журавлев

— Встреча Рекса Тиллерсона и Реджепа Эрдогана происходила на фоне резкого ухудшения отношений между США и Турцией. Американцы сделали ставку в своей нынешней ближневосточной политике на курдские вооружённые формирования. Возможно, что с военной и организационной точки зрения это оправдано, так как курды представляют собой многочисленную хорошо подготовленную и мотивированную силу. К тому же они не являются религиозными фанатиками и в этом отношении с ними западным политикам и чиновникам легче найти с общий язык.

Можно предположить, что США и их союзники пытаются использовать курдов против ИГИЛ, Асада, Ирана и других политических игроков, чтобы укрепить своё влияние. Однако ближневосточный регион насыщен противоречивыми интересами. Политические цели курдских группировок направлены на создание национального государства на территориях Ирана, Ирака, Турции, Сирии, в которых проживает этническое курдское население. И курды в течение уже многих лет ведут борьбу, в том числе вооружённую, за эти свои политические интересы. Для той же Турции это прямая угроза территориальной целостности государства. К тому же курды используют в своей борьбе диверсионные методы, которые можно рассматривать с позиции их жертв как террористические.

Турция, имея мощную армию, предпринимает и будет предпринимать военные меры против курдских отрядов, вроде операции «Оливковая ветвь» в сирийском Африне. И здесь интересы США и Турции пересеклись напрямую. В принципе, развитие американо-турецкого конфликта интересов здесь было совершенно очевидным, так что встреча Тиллерсона и Эрдогана для выяснения отношений несколько запоздала и на самом деле могла произойти раньше. Что касается итогов встречи, то понятно, что в ходе общения произошёл обмен мнениями.

Насколько можно предположить, США вряд ли заинтересованы в дальнейшем обострении с Турцией из-за курдов. Надо помнить, что Турция это член НАТО, мощное государство и для американской дипломатии важно удержать Турцию в орбите своего влияния. Это для Вашингтона тем более важно, что потенциально вырисовывается мощный геополитический треугольник Анкара – Москва – Тегеран. Так что США сейчас будут активно работать в том направлении, чтобы такого союза не было.

— Как это будет влиять на отношения Турции и России?

— Вольно или невольно, но все анти-турецкие установки определённых групп в России, или анти-российские установки политических сил в Турции, объективно работают в интересах США. Что касается непосредственного влияния данной встречи на отношения между Турцией и Россией, то его в практическом плане быть пока не может.

Турции нет никакого смысла разрывать отношения с Россией. По большому счёту, между Турцией и Россией нет сегодня серьёзных противоречий в политике или экономике. Наоборот, есть потенциал сотрудничества в области энергетики, торговли, туризма, транспорта и в других сферах. И вопрос региональной безопасности также открывает возможности для сотрудничества, чтобы обеспечить стабильность и развитие соседних государств.

Другое дело, что существуют исторические стереотипы, уходящие своими корнями во времена Османской Порты и Российской империи, которые боролись между собой за влияние на Крым, Кавказ, Балканы и другие регионы. Важно осознавать, что сегодня другая эпоха, и надо искать союзников, а не врагов, тем более на своих границах. Тем не менее, опасность ухудшения российско-турецких отношений есть. В этом плане не должно быть иллюзий, важно работать над углублением сотрудничества во всех сферах, тогда будет положительный результат.

— Премьер-министр Турции на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель заявила, что Турция и Германия решила все политические вопросы. Можно ли сказать, что Турция, сейчас уже договаривается с Западом и немного дистанцируется от России?

— Отношения между Турцией и Германией, если брать новую и новейшую историю, традиционно находятся на высоком уровне. Можно, думаю, сказать, что они имеют значительно больше оснований, чем турецко-американские или турецко-российские отношения. Так что патологией является ухудшение контактов Анкары и Берлина, а шаги по их нормализации выглядят вполне естественными. Вряд ли стоит искать что-то антироссийское во взаимодействии Турции с Германией.

В целом блоковое политическое мышление не даёт верного понимания мозаики происходящих событий в международных отношениях на современном этапе. На примере Турции это отчётливо видно. Эрдоган не проводит проамериканскую или пророссийскую политику, он проводит протурецкую политику в соответствии с собственными политическими установками, целями и задачами. Поэтому важно понять мотивы его действий и находить возможные варианты сотрудничества.

Если говорить о Германии, то Россия, Германия, Турция и Иран вполне могли бы решать многие геополитические и геоэкономические задачи вместе. К этому логично подключаются Индия, Пакистан, Китай, Япония. Это могло бы быть действительно евразийской осью развития. Но пока противоречия, конфликты, санкции и другие проблемы замедляют интеграционные процессы, а то и приводят к войнам и иным бедствиям.

Беседовал: Ниджат Гаджиев

www.novayaepoxa.com

1711
virtonnews.com