Василий Яблонский: «Если Украина была бы членом НАТО, то Россия никогда не осмелилась бы на агрессию»

Вчера Верховная Рада Украины одобрила президентский проект изменений в Конституцию по поводу членства в ЕС и НАТО. За то, чтобы предварительно одобрить проект изменений в Конституцию по поводу стратегического курса государства на полноправное членство Украины в ЕС и НАТО, проголосовало 311 депутатов. Данным законопроектом предлагается зафиксировать в обязанностях президента, правительства и парламента работу по реализации курса на полноправное членство в ЕС и НАТО. Также из Переходных положений Конституции исключается пункт 14, по которому украинские военные базы могут использовать иностранные войска на условиях аренды. В целом изменения могут быть приняты уже на следующей сессии. Для этого потребуется минимум 300 голосов.

Что на самом деле изменят евроатлантические нормы в Конституции Украины, Novayaepoxa.Com рассказал первый заместитель директора Института стратегических исследований Василий Яблонский.

Василий Яблонский

— Господин Яблонский, что означает для украинской внешней политики закрепление в Конституции европейского и евроатлантического курса Украины?

— В новейшей истории Украины, к сожалению, были прецеденты, когда через отсутствие политических традиций и ответственности некоторых политиков принимались решения, которые кардинально противоречили обозначенному и принятому курсу. Яркий пример этому – позиция бывшего президента Виктора Януковича, который в 2013 году отказался подписывать соглашение об Ассоциации Украины с ЕС на саммите в Вильнюсе. К чему это привело в результате – мы прекрасно помним – люди вышли против такой президентской воли на Евромайдан, который потом перерос в революцию Достоинства. Поэтому, поскольку Украина – это молодое, динамично развивающееся государство, нужно конституционно закрепить выбор украинского народа, который сделан и на Евромайдане, и во время выборов 2014 года. Очевидно, закрепление в главном документе страны стремления украинцев возвращения в Европу и присоединения к наиболее сильному военно-политическому блоку, которым есть НАТО, это с одной стороны цивилизационный выбор, с другой стороны – это возможность защитить себя от внешнего воздействия, поскольку я соглашусь со словами президента Украины о том, что агрессия против Украины состоялась как раз в тот момент, когда Украина заявила о своем внеблоковом статусе.

— Украина в полную силу заявила о своем стремлении стать членом НАТО еще в 2008 году, но мы помним тогдашнее яростное сопротивление коалиции в лице партии регионов, которая всяческим образом пыталась не допустить дальнейшего проевропейского курса Украины. Сейчас и президент, и правительство, и Верховный Совет показали единство в неизменности своего курса. Но этого ведь мало. Нужно, чтобы Украину хотели видеть и в самом Альянсе, и в ЕС. Что нужно сегодня сделать Украине для того, чтобы стать полноправным участником НАТО и Европейского сообщества?

— Естественно, нельзя говорить, что после конституционных изменений Украину прямо сейчас захотят видеть в военно-политическом союзе и в ЕС. Решение о принятии членства в НАТО больше политическое, чем военное, хотя мы знаем, что часть стран принималась в этот блок в несколько худших стартовых условиях, чем Украина сегодня. Мы должны понимать, что перед Украиной есть еще несколько не решенных задач, поскольку НАТО – военно-политическая организация и там точно так же, как и в странах Запада, уделяют должное внимание и развитию экономики страны, и четко обозначенного, последовательного политического курса. К тому же, не следует забывать, что не только в самой Украине, не только в странах бывшего Советского Союза есть мощные агенты влияния Российской Федерации. Они также присутствуют и в тех странах, которые сейчас являются членами НАТО и Россия выделяет огромные средства на то, чтобы не допустить Украину и Грузию в этот военно-политический союз. Идет серьезная политическая борьба, и хотя она не так заметна на первый взгляд и не является публичной, но, тем не менее, она присутствует, и украинская дипломатия должна приложить максимум усилий, чтобы ее нейтрализовать.

— Сейчас многие Ваши коллеги – политические аналитики, комментируя вчерашнее голосование за изменения в Конституцию в первом чтении по поводу четкого утверждения внешнеполитического курса утверждают, что это попытка невозможности реванша пророссийских сил в средине украинского политикума. Ведь в следующем году в Украине состоятся не только президентские, но и парламентские выборы. И есть опасность того, что в Кремле, не сумев завоевать Украину силой, попробуют расшатать ситуацию внутри страны и «завести» пророссийское большинство в парламент. И ведь в таком случае проевропейский курс снова может быть изменен, что мы уже наблюдали в 2013 году…

— Это более чем негативный прогноз и, как по мне, он мало вероятен. Потому что даже в худшее для демократического выбора Украины время в парламенте всегда было достаточное количество людей, приверженных европейскому и евроатлантическому выбору. Предположить, что украинский парламент может набрать две трети голосов противников европейской интеграции для очередного изменения в Конституцию — это что-то из области фантастики.

— Вчера за изменения в Конституцию в парламенте нашлось более чем конституционное количество голосов – 311, при необходимых 300. Значит ли это, что уже во время голосования на следующей сессии в феврале можно гарантированно утверждать, что закон буде принят в целом, и депутаты также в большинстве поддержат закон в целом?

— Если диспозиция в парламенте измениться, хотя это мало вероятно, части депутатов будет очень сложно объяснить изменение своей позиции. При том, что по последним социологическим исследованиям большинство украинцев поддерживает европейский и евроатлантический курс правительства и президента. Здесь будет еще и психологическое давление, поскольку мы понимаем, что у победы много родителей, а вот поражение – это сирота. Поэтому я не исключаю, что возможно даже больше депутатов проголосуют за изменения в Конституцию, чем вчера. Все помнят, повторюсь, по какой причине началась революция 2013-2014, поэтому они просто не рискнут занять иную позицию. И президент Петр Порошенко, выступая вчера на заседании Рады отметил, что указанное решение будет «серьезным и мощным месседжем партнерам Украины по обе стороны Атлантики».

— Окончательное изменение в Конституцию Украины и четкое определение внешне европейского курса состоится во время голосования в феврале, в аккурат перед президентскими выборами. Не расцениваете ли Вы такой шаг как возможность завоевать больше голосов накануне выборов, ведь сам-то законопроект президентский?

— Если бы мы говорили о том, что Порошенко позавчера говорил о движении в сторону Москвы, а вчера он сказал о движении в сторону Европы, то это был бы пиар-ход. Но поскольку это последовательная консолидированная политика президента, то так утверждать, по крайней мере, не разумно. Порошенко – не Янукович, нет смысла говорить об этом. Мы все понимаем – что задача оппозиции, тем более руководимой рукой Кремля – критиковать действующую власть, поэтому естественно, что такие предположения звучат и будут звучать.

— Вчера вечером непосредственно перед голосованием, президент Порошенко выступил с парламентской трибуны и сказал что «изменения в Конституцию относительно движения в НАТО и ЕС – дополнительная гарантия от реванша пророссийских, антинатовских, анти европейских сил. Угрозу такого реванша не хочу преувеличивать, но так же призываю его игнорировать и не недооценивать», – подчеркнул Порошенко. Он также подчеркнул, что если бы такое решение было бы принято раньше, то не было бы у нас сегодня ни аннексированного Крыма, ни войны на Донбассе. Вы придерживаетесь такой же позиции?

— Я также убежден, что если бы мы были членами НАТО, то никакая ни Россия, ни другие страны не осмелились предпринимать агрессивных действий по отношению к Украине.

— Конечно же, в ближайшее время последует реакция Российской Федерации на такое решение. Чего еще следует опасаться со стороны восточного соседа?

— Россия в этой борьбе проигрывает, причем проигрывает по собственной воле. Это ее выбор вести себя таким образом – выбор российского президента и законодательной власти, насколько она может там быть свободна. Но ведь не только такое решение вызывает не восприятие и бурную реакцию со стороны России. Вспомним, что сейчас в Украине полным ходом идет движение к конституционировании украинской независимой церкви и получении Томоса от Вселенского патриархата. Украина по всем фронтам работает в вопросах отделения от влияния России – в политическом, военном, экономическом, церковном. Конечно же, это не может не вызвать бурную реакцию. Но пути назад у нас уже нет. А для НАТО и ЕС это еще один серьезный сигнал со стороны Украины по поводу неизменности курса.

Ярина Лазько, специально для «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» из Киева

www.novayaepoxa.com

2010
virtonnews.com