Американские аналитические центры прорабатывают вопрос о необходимых мерах по защите критически важной инфраструктуры стран Большого Каспийского региона, к которым, как известно, в Вашингтоне относят пять государств Центральной Азии и три южнокавказские страны.
Об этом стало известно из опубликованной на сайте американского Каспийского политического центра (Caspian Policy Center) статьи «Защита критической инфраструктуры в Большом Каспийском регионе – потребности и возможности» (Protecting Critical Infrastructure in the Greater Caspian Region – Needs and Opportunities), автором которой является бывший посол США в Азербайджане Роберт Секута.
В статье автор отмечает, что Каспийский политический центр провел обзор ключевых аспектов состояния критической инфраструктуры Большого Каспийского региона, чтобы отметить необходимость проведения активных действий со стороны правительств и частного сектора в интересах защиты существующих и формирующихся критических инфраструктурных систем региона. Внимательно изучив четыре ключевых сектора, Центр выявил области, в которых необходимо выработать меры, которые могут повысить эффективность защиты критической инфраструктуры. К числу этих четырёх секторов относятся — электрические сети, ИТ и телекоммуникационные системы, нефтепроводы и газопроводы региона, а также новые железнодорожные, паромные и другие наземные транспортные сети.
Также в статье Роберт Секута высказывает ряд взглядов на проблематику защиты каспийской инфраструктуры.
Так, защита важнейшей инфраструктуры страны имеет огромное значение для обеспечения её безопасности, экономического процветания и благосостояния ее населения. Защита критической инфраструктуры так же важна, как и строительство этих систем, но слишком часто защитные/восстановительные работы над этими системами откладываются, недофинансируются или игнорируются. В результате могут возникать разные последствия – от временных неудобств до человеческих смертей, от недовольства общественности до серьезных политических потрясений. В связи с этим, компании, а также правительства должны играть свою роль в выявлении угроз и потребностей в разработке и установке защитных решений.
Важнейшие инфраструктурные системы на Кавказе и в Центральной Азии – Большом Каспийском Регионе – приобретают международное значение в связи с возрождением Шелкового пути, а также с экономическим возрождением стран региона. Все больше внимания уделяется этой части мира с точки зрения китайской инициативы «Пояса и Пути» (BRI) и с точки зрения связи с Афганистаном в рамках развития военных и гражданских перевозок. Новые железнодорожные и другие наземные линии предлагают более быстрые варианты торговли между Китаем и Западной и Центральной Европой. Нефтепроводы и газопроводы, передающие углеводороды Каспийского региона потребителям в Китае и Европе, имеют важное значение для поддержания глобальной энергетической безопасности.
Цифры, приводимые в ходе обсуждения этих формирующихся инфраструктурных систем, ошеломляют. Точные цифры трудно определить, но в своих самых обширных программах можно было бы задействовать триллионы долларов в расходах, затрагивая, возможно, целых две трети населения мира, населения, которое несет ответственность за треть мирового ВВП. В некоторых отчетах отмечается, что только Китай по состоянию на середину 2017 года финансировал почти 150 миллиардов долларов США ежегодно в виде инвестиций в проекты, связанные с BRI. Национальные правительства и другие страны расходуют дополнительные средства на создание новой инфраструктуры, в том числе на содействие их собственному национальному развитию. Возможности для международного бизнеса, а также для собственных компаний региона разнообразны, прибыльны и примечательны.
Однако модернизация, обслуживание и защита критических инфраструктурных систем так же важны, как и создание новых сетей и структур. Кроме того, несмотря на значительное обсуждение роли правительств в защите важнейших объектов инфраструктуры, частный сектор также должен играть свою неотъемлемую роль. Частный сектор может предложить иную перспективу в определении потребностей и предоставлении решений, зачастую в форме продуктов и услуг.
Последние события показывают, что критическая инфраструктура в регионе не застрахована от проблем, с которыми сталкиваются системы в других странах, в том числе в Соединенных Штатах и Западной Европе. Например, электрическая сеть региона уходит корнями в советское время и стареет, плохо поддерживается и не отвечает потребностям растущих экономик и населения стран. Масштабные отключения электричества 3 июля в Азербайджане наглядно показывает какое влияние может иметь поломка.
По иронии судьбы, новые критические инфраструктурные системы с самого начала могут иметь внутренние недостатки. Например, уязвимость существует в растущих системах ИТ и телекоммуникаций, которые необходимы для современной жизни и экономики. ИТ и телекоммуникационные системы играют столь же важную роль в новых взаимосвязях региона, как и новые наземные транспортные коммуникации. Китай сыграл важную роль в создании новой Транс-Евразийской сети, а также работал с Россией в создании оптоволоконных и других систем. Тем не менее, есть опасения по поводу того, что эти правительства отслеживают биты и байты, перемещающиеся по сетям, которые они размещают или хранят на своих серверах. Национальные правительства стран региона могут потерять свою способность иметь желаемый контроль и попасть под растущее давление со стороны Пекина для локализации данных. В результате все граждане, частный сектор и правительства могут пострадать.
С учетом вышеизложенного Роберт Секута утверждает, что проведенные Каспийским политическим центром исследования уже позволили найти ряд областей, где необходимы действия со стороны правительств в регионе и за его пределами, а также со стороны частного сектора. Одним из важных шагов является улучшение непрерывной связи внутри правительств и между ними, а также между правительствами стран региона и частным сектором. Такая коммуникация может выявлять новые слабые места и угрозы, а также новые средства их устранения. Взаимодействие с правительствами США и Европы, чьи страны заинтересованы в успехе и целостности развивающегося Нового Шелкового пути, может принести пользу всем, кого это касается, уверен Секута. Для правительств эти и другие шаги могут укрепить независимость, безопасность и процветание. Для частного сектора многие из этих шагов являются равными коммерческим возможностям, а также улучшенной операционной средой.
www.novayaepoxa.com