В Москве в галерее искусств Зураба Церетели Российской академии художеств проходит персональная выставка одного из самых ярких и востребованных современных художников Азербайджана Мусеиба Амирова под названием «Блюз солнечного ветра», сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха со ссылкой на rah.ru.
Экспозицию составили около ста, созданных в период с 2015 года по настоящее время, живописных и графических работ азербайджанского мастера кисти. Некоторые из них демонстрируются впервые.
Организаторы: Фонд Гейдара Алиева, Посольство Азербайджанской Республики в Российской Федерации, Российская академия художеств. При поддержке Q Gallery, Artavis. Куратор выставки Мария Филатова.
Открыл экспозицию посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу, который отметил особый вклад Мусеиба Амирова в изобразительное искусство Азербайджана и его особую манеру письма.
Мусеиб Амиров родился в Баку в 1963 году. В 1979-м окончил Азербайджанский государственный художественный техникум им. А. Азимзаде, в 1987-м – Азербайджанский государственный университет искусств и культуры им. М.А. Алиева. С 1996 года член Союза художников Азербайджана.
Творческий путь Мусеиба Амирова начинался в то время, когда в республике работали мастера, стоявшие у истоков апшеронской школы живописи: Расим Бабаев, Сенан Гурбанов, Кямал Ахмед, Ашраф Мурад, Джавад Мирджавадов, Геннадий Брижатюк. Этих художников он считает своими наставниками. Несомненно, важную роль в становлении личности сыграл отец – талантливый живописец Ариф Амиров, выставлявшийся куда реже, чем хотелось бы, поскольку обнаженная женская натура в его картинах отличалась неприемлемой для советских цензоров чувственностью. Сейчас уже можно говорить о династии Амировых – его сын Ариф и дочь Айсель убедительно заявляют о себе интересными концептуальными проектами.
В живописных и графических произведениях Мусеиба Амирова – как крупных, масштабных, так и камерных – отражен мир художника, сложный и многомерный. В этом мире есть место и лирическим воспоминаниям о детстве, звучащим ностальгической прозрачной мелодией, и эмоциональным переживаниям, связанным с современной действительностью. Впитав идеи европейских художников разных эпох, от Ренессанса до русского авангарда, американских живописцев, а также мастеров апшеронской школы, Мусеиб нашел собственный язык, по-своему интерпретируя и близкие ему актуальные темы, и вечные темы искусства.
М.Амиров часто изображает Апшерон, доводя образ до идеальной чистоты, создавая ясные, лаконичные, как правило, безлюдные композиции, в которых яркое солнце превращает постройки, бытовые предметы и детские игрушки в почти абстрактные объекты. Другая ипостась живописи Амирова – реалии сегодняшнего Баку, динамичного современного мегаполиса. В этом мире, напротив, нет гармонии и тишины, он резко контрастирует с пустынными апшеронскими пейзажами своим лихорадочным ритмом повторяющихся, дробящихся форм. Разгоряченные тела на пляже, фигуры людей, контуры машин превращаются в неразделимую массу, почти орнаментально заполняющую поверхность холста. Сам же художник представляется отстраненно взирающим на этот беспокойный мир.
«Живопись – это поиск истины, а художник – ее проводник, катализатор, своего рода сталкер», – говорит Мусеиб Амиров.
Мария Филатова, куратор выставки «Блюз солнечного ветра» говорит следующее: «Название пришло мне в голову поздно ночью. Я много думала, смотрела фотографии работ Мусеиба, и тут у меня в голове зазвучал блюз. В то мгновение я словно почувствовала тот самый солнечный ветер, который всегда живет в Азербайджане. Художника я знаю давно. Его работы очень связаны с предыдущими поколениями азербайджанских живописцев, создающих связующую нить. Он нашел свою манеру, его работы по-европейски тонкие, изящные и по-азербайджански эмоциональные», — объясняет Филатова.
Заниматься искусством всерьез – значит быть немного философом. Мусеиб Амиров, как истинный интеллигент, склонен к постоянной рефлексии и самоанализу. По сей день иногда, переступая порог мастерской, он ощущает себя новичком, робеющим перед белым холстом, но опыт говорит, что спустя несколько часов терпеливой работы ему, возможно, повезет испытать то, что на языке обывателя называется вдохновением, а на самом деле является результатом борьбы художника с самим собой, собственной неуверенностью, усталостью.
Среди наиболее крупных международных проектов последних лет, в которых участвовал Мусеиб Амиров, – серия передвижных выставок Fly to Baku; «Международная выставка искусств», Люксембург (2003); международная выставка Grands et jeunes d’aujourd’hui, Espace Auteuil, Париж (2003); выставка «Баку – Париж. 20 художников», Orangeri de Senat, Париж (2004); Premier Agency, Стамбул, Турция (2004); «Выставка современных художников Азербайджана», IMF Gallery, Вашингтон (2004); «Berlin – Baku», GmbH Gallery, Берлин (2007); «Выставка художников Азербайджана», Сеул (2011).
Произведения М. Амирова представлены в галерее «Мармара» (Стамбул), в фондах Министерства культуры РФ и Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики, в галереях «Санат», «Оджаг» и «Q Qallery», в Азербайджанском национальном музее искусств и Музее современного искусства (Баку), а также в частных коллекциях Азербайджана, Турции, США, России, Швеции, Германии, Великобритании, Италии, Норвегии и Дании.
Вернисаж продлится до 19 мая.
Фото: фотограф дипкорпуса Георгий Калина
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com