22 января в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета зрителям была представлена знаменитая итальянская опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы», сообщает «Новая Эпоха».
«Паяцы» – это опера со сложными и многогранными характерами, итальянскими страстями, ревностью, любовными интригами и неожиданной развязкой. Особая роль отводится музыке – она не только поражает своей красотой, но и передаёт эмоциональное состояние героев. Кульминацией оперы является ария «Смейся, паяц» персонажа Канио, считающаяся одной из самых известных мелодий в мире.
«Паяцы» — опера в двух действиях. Композитор, являясь автором либретто, добился невероятной точности и глубины воплощения чувств и страстей в музыке и персонажах. Впервые была исполнена в Милане, в театре «Даль-Верме», 21 мая 1892 года.
Над спектаклем в азербайджанском театре работали: режиссер-постановщик – народная артистка Азербайджана, профессор Джаннет Салимова; художник-постановщик – народный художник Таир Таиров; хормейстер – заслуженный деятель искусств Севиль Гаджиева; концертмейстер – Ребекка Магомедова.
Оперой дирижировал заслуженный артист Азербайджана Эйюб Гулиев.
Партию Тонио (Таддео) — комедианта, влюбленного в Недду, исполнил солист оперного театра Петруцелли (Италия), лауреат международных конкурсов вокалистов Ардалан Джаббари.
В спектакле приняли участие: народный артист Азербайджана Самир Джафаров (партия Канио), заслуженные артисты Азербайджана Афаг Аббасова (партия Недды), Джахангир Гурбанов (партия Сильвио) и Турал Агасиев (партия Крестьянина); солисты — Аташ Гараев (партия Арлекина) и Сирус Аскеров (партия Крестьянина).
Сюжет. В Монтальто приезжает труппа комедиантов. Любящий престарелый супруг Канио боится потерять свою красавицу жену. А молодая женщина, всерьез полюбив другого, уже не может жить со стариком-мужем из одной только благодарности. Но в этом треугольнике есть четвертый – шут и урод Тонио, безумно влюбленный в красавицу Недду. Именно его горячее чувство, насмешливо и жестко отвергнутое Неддой, становится причиной трагедии — он доносит мужу о любовнике, умело разжигая огонь смертоносной ревности. Жизнь бродячих артистов, по иронии судьбы, перекликается с комедией, которую они играют на сцене и к концу спектакля внезапно заканчивается кровавой драмой. Канио убивает жену и ее возлюбленного Сильвио. Он роняет оружие, понимая, что только что сотворил ужасное преступление.
Музыка Руджеро Леонкавалло достигает своей величайшей мощи в передаче человеческих страстей: любви, ревности, страсти, предательства и страдания. Композитор создал музыку, которая хорошо вписывалась в мир клоунов, бродячих комедиантов, разыгрывающих нелепые роли, чтобы только уйти от действительности, а когда она настигала их, — продолжали притворяться, лишь бы не открывать глаза на собственное ничтожество. Сердца артистов полны чувств, страстей, воли, желаний; но холод, вечное кривляние, болезни, убожество, сопутствующие бродячему и нищенскому существованию, способны убить в них всё, в том числе мысли и чувства. В музыке присутствует то радостное оживление, то мелодии, полные страстного чувства, глубокой скорби и страдания.
Исполнение арий солистами сопровождалось аплодисментами зрителей.
По завершении спектакля, когда артисты и дирижер вышли на поклон, столичная публика встретила их бурными овациями.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com