В Баку состоялся показ оперы «Кёроглу»

30 апреля на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета состоялся показ оперы «Кёроглу» на музыку великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли, сообщает «Новая Эпоха».

Показ был приурочен к знаменательной дате – 85-летию со дня премьеры оперы, состоявшейся 30 апреля 1937 года на сцене Театра оперы и балета.

Либретто на стихи Мамед Саида Ордубади литератора-ученого Гейдара Исмайлова. В основу оперы легло сказание о национальном герое Кёроглу. В ней прослеживаются две темы — освободительная борьба азербайджанцев и любовь Кёроглу к красавице Нигяр.

Немного о сюжете. Народ замучен феодалами. Гасан хан ослепляет табунщика Алы, отца Ровшана. Его возлюбленная Нигяр сообщает ему эту трагическую новость. Она сочувствует Ровшану и полна гнева на обидчиков. Ровшан хочет отомстить за отца и поднимает восстание крестьян. Он берет себе имя Кёроглу (сын слепого). Они уходят в горы и располагаются в крепости Ченлибель. Во дворце Гасан хана шут учит беев, как заманить Кёроглу во дворец и захватить его. Гамза бек проникает в лагерь повстанцев и выдает себя за простолюдина. Ночью он крадет коня Кёроглу по кличке Гырат. Кёроглу идет во дворец хана, чтобы вызволить своего любимца. Он выдает себя за ашуга, поет песни и играет на сазе. Но разоблачается Гамза беком. Кёроглу связывают. Нигяр, которую обещали отдать замуж за того, кто поймает Кёроглу, бросает в лицо беям слова презрения и ненависти. Гамза бек возмущен и хочет убить ее ножом, но Кёроглу освободившись от оков, ударом кулака убивает его. В суматохе он вскакивает на коня и скрывается. Нигяр хотят казнить. Здесь появляется Кёроглу с народом и дружина хана разгромлена. Народ славит своего героя!

Драматическая основа оперы — это борьба народа с феодалами. Народ является активной, ведущей силой, определяющей основную идею произведения Узеира Гаджибейли. Отсюда и народность оперы. В опере также важны хоровые сцены, в которых слышен назревающий людской протест.

Над спектаклем работали: режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Хафиз Гулиев; художник-постановщик – народный художник СССР Таир Салахов; балетмейстер — народная артистка СССР Гамэр Алмасзаде; хормейстер — заслуженный деятель искусств — Севиль Гаджиева; концертмейстер — Наргиз Агаева.

Оркестром в этот вечер управлял заслуженный артист Азербайджана Эйюб Гулиев.

В спектакле приняли участие: заслуженные артисты Азербайджана Рамиль Гасымов (Кёроглу), Илаха Эфендиева (Нигяр), Джахангир Гурбанов (Гасан хан), Турал Агасиев (Гамза бек) и Алиахмед Ибрагимов (Шут); народные артисты Азербайджана Али Аскеров (Ибрагим хан) и Акрам Поладов (Алы); а также Махир Тагизаде (Эхсан паша), Назар Бейлеров (Эйваз), Фахмин Ахмедли (Визирь) и Эмин Исмаилов (Полад). В опере прозвучал мугам в исполнении народной артистки Азербайджана Фидан Гаджиевой.

Танцы в опере «Кёроглу» являются неотъемлемой частью действия, которые характеризуют героический облик народа — это коллективный танец «Яллы» и «Джанги». Звуки «Джанги», боевого марша Кёроглу, пронизывают оперу, создавая ее воинственный дух.

Особенно выделяется Увертюра оперы «Кёроглу», которая представляет собой цельную симфоническую картину, отражающую в себе идею народного восстания, освобождение от угнетателей.

Опера «Кёроглу» пользуется огромной популярностью среди меломанов и каждый раз при показе собирает большую зрительскую аудиторию, и минувший вечер не стал исключением. Спектакль прошел при аншлаге и имел большой успех у собравшейся публики, которая награждала артистов продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1096
virtonnews.com