По случаю Всемирного дня окружающей среды Посольство Швеции в Баку в сотрудничестве с ОАО «Азерхалча» и Музеем каменной летописи представило выставку под названием «Устойчивая мода: будущее текстиля», сообщает «Новая Эпоха».
Выставка подготовлена Шведским институтом совместно с исследователями и экспертами в области моды. В ней освещаются основные проблемы индустрии моды и демонстрируются шведские решения и инициативы для более устойчивого будущего. Куратор выставочного проекта Конуль Рафиева.
Устойчивая мода (англ. Sustainable fashion) — явление, связанное с изменением принципа потребления. Оно предполагает замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления. Устойчивая мода подразумевает нарушение базового принципа системы, связанного с последовательным стремлением к новизне. Устойчивая мода связана с ограничением потребления и попыткой установления ответственного использования природных ресурсов.
В мероприятии приняли участие представители дипломатических миссий, аккредитованных в Азербайджане, деятели культуры, общественные деятели, представители СМИ и т.д.
На открытии выставки председатель правления ОАО «Азерхалча» Эмин Мамедов отметил, что в стране действует 21 мастерская ковров и более 1300 мастеров и художников по ковру, осуществляется активная деятельность по производству, сохранению и развитию древнего национального искусства ковроткачества, являющегося одним из наиболее значимых и древних видов азербайджанского народно-прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение. «Азербайджанские ковры и ковроткачество – это наша история, культура и, конечно, наше будущее. Поэтому «Азерхалча» устанавливает связи с молодыми и талантливыми азербайджанскими художниками по ковру для развития этого искусства и создания новых моделей ковров».
Чрезвычайный и полномочный посол Швеции в Азербайджане Кристиан Камилл отметил, что данная экспозиция приурочена ко Дню Азербайджанской Республики – 28 мая и Национальному Дню Швеции – 6 июня, и является очередным мостом культуры между странами.
Было подчеркнуто, что индустрия моды — одна из самых загрязняющих отраслей в мире. Мы повторно используем или перерабатываем только 20 процентов из 62 миллионов тонн одежды, которую мы потребляем во всем мире ежегодно. Выставка освещает как производители, так и потребители, могут минимизировать нежелательные экологические последствия индустрии моды, максимизируя ремонт, переделку, повторное использование и переработку изделий одежды и их компонентов. Она также демонстрирует новые художественные и кураторские размышления, как о шведской, так и азербайджанской моде, об экологическом искусстве и текстильном производстве, а также о традиционных и экологически чистых женских ремеслах.
В беседе с Информационно-аналитической онлайн газетой «Новая Эпоха» посол отметил важность подобных мероприятий для привлечения внимания к экологическим проблемам, которые сегодня очень актуальны: «Независимо от нашего местожительства, будь то город или сельская местность, нас всегда окружает природа. Здесь много важных вопросов, начиная от загрязнения окружающей среды, и заканчивая изменением климата, что является серьезной проблемой в долгосрочной перспективе. Поэтому решение экологических проблем очень важно», — отметил К.Камилл.
В рамках выставки ОАО «Азерхалча» в цифровом формате демонстрирует вновь созданные дизайнерские образцы азербайджанских ковров. Красочная цифровизация – личное художественное видение будущего этого натурально чистого текстиля азербайджанским художником Орханом Мамедовым создает совершенно другой дизайн, который сочетает в себе традиционное мастерство и художественные ноу-хау с современными цифровыми тенденциями.
«Данный проект представляет собой трансформацию традиционного искусства в цифровой формат. Я создал модель искусственного интеллекта, которая проанализировала 15 тысяч образцов старинных азербайджанских ковров из архивов Азербайджанского национального музея ковра и библиотеки известного ковроткача и художника Лятифа Керимова. В результате были определены похожие элементы и точки соприкосновения, что позволило создать совершенно новые по дизайну модели ковровых композиций, которых нигде нет в мире, каждый из них уникален», -рассказывает Орхан Мамедов.
На выставке также представлены работы приглашенных художников Людмилы Христесевой (Швеция) и Гюнель Равиловой (Азербайджан). Посредством мультимедийного диалога художники предлагают два разных взгляда на моду, текстиль и экологию в двух разных обличьях и пытаются определить роль текстиля в формировании женской идентичности.
В беседе с «Новой Эпохой» азербайджанская художница рассказала про свою работу, представляющая собой инсталляцию.
«Сегодня я представила совместный проект с художником-дизайнером Людмилой Христесевой из Швеции, белые платья которой символизируют женскую чистоту. Моя же инсталляция под названием «Ожидание», созданная на основе моих эскизов, которые родились в период пандемии, строгого карантинного режима и самоизоляции, показывают историю одной женщины, которая за это время пережила много событий. Это и самоизоляция, и одиночество, и потеря, и долгое мучительное ожидание, когда начнется процесс возвращения к привычной жизни. Видеопроект отражает реальные переживания с надеждой на скорейшее завершение пандемии», — рассказала Гюнель Равилова.
«Караванные пути» которые объединяли между собой весь восток, передавали культуру одного уголка другому. Так как Азербайджан всегда славился богатством своих ковров, дизайнер Наиля Дадашева не могла не затронуть эту тему в своих работах, использовав куски Карабахского килима, а также орнаменты ковра как детали.
Выставка «Устойчивая мода: будущее текстиля» проходит в Музее каменной летописи с 11 июня по 9 июля 2021 года.
Вход свободный.
Фото/Текст: Рустам Гасымов