На вопросы «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» отвечает глава Федерации культурных кружков Крымских татар в Турции Унвер Сель.
— Унвер бей, как мы знаем, вы являетесь главой Федерации центров культуры Крымских татар в Турции. Когда последний раз посетили Крым?
— Я с 2007-го года являюсь главой этой Федерации. После присоединения Крыма к России, в 2016 году мы учредили Фонд Развития Крыма. Последний раз на родине был в декабре 2018-го года. На будущей неделе собираюсь ещё раз посетить Крым.
— Как оцениваете данное положение крымских татар? Что изменилось для татар после присоединения полуострова к России?
— Как известно, в 2014 году состоялся референдум, и Крым присоединился к РФ. Хочу отметить, что с точки зрения крымских татар, присоединение полуострова к России это очень положительный процесс. Подписанное президентом России Путиным решение после присоединения Крыма к РФ о реабилитации депортированных крымских татар открыло новые возможности для наших, которые проживают на полуострове, и для тех, кто собирается вернуться обратно на свою историческую родину. А правительство Украины после обретения независимости, около 25 лет ничего не сделало для решения проблем татар. Каждый раз, когда татары обращались к Киеву за помощью, им отвечали, что «в вашей депортации виновата Москва, обращайтесь туда. Мы тут не причем». Теперь крымские татары решают свои проблемы через Москву, как сказали в Киеве.
Прошло 5 лет с момента присоединения Крыма к России. За этот период была оказана немалая помощь татарской общине Крыма. Сотни татарских семей получили квартиры и дома. Открылись татарские детсады, средние школы и лицеи, построились несколько мечетей и строительство нескольких религиозных объектов продолжается. Большая Соборная мечеть, которую Украина за четверть века так и не могла достроить, будет полностью отстроена. Открытие мечети планируется в мае-июне текущего года. За 5 лет местные власти позаботились о благоустройстве татарских сел, поселков и кварталов крымских городов, где проживают наши. Дороги и улицы заасфальтированы, полностью обновлена инфраструктура, канализация, газ, водопровод, электричество и т.д. Многие татары прописались в своих домах, что было практически невозможно при Украине, и по этой причине многие татары раньше не могли найти работу, устроиться где-то в госсекторе или в коммерческих структурах из-за отсутствия местной прописки. Теперь в этих структурах появились сотрудники татары, даже занимающие высокие должности. Есть татарские депутаты местного законодательного органа, в том числе и представители Крыма в федеральных органах власти России. Назначены министры татарской национальности. Также есть очень много заместителей министров и глав государственных комитетов и агентств назначенных из числа крымских татар. Татары работают во всех муниципальных органах Крыма. Недавно в Крыму был создан Народный Совет при Башкане, зарегистрированы 4 общественно-политических организаций крымских татар.
— Значительная часть крымских татар недовольны политикой Москвы в отношении своей общины. К примеру, весь Крымско-татарский Меджлис на полуострове объявлен «вне закона». Руководители и члены Меджлиса опять депортированы из своей родины и как беженцы проживают в различных странах, в частности в Украине. Что можете сказать по этому поводу?
— Я считаю эти доводы безосновательными. Политикой России в Крыму недовольны в основном члены и активисты тех организаций, деятельность которых запрещена в России, по российским законам. Из Крыма убежали в основном члены Хиб-ут-Тахрир, ячейки Фетхуллы Гюлена (FETÖ). Руководители Меджлиса, депутаты Верховной Рады Украины сами добились того, чтобы Россия запретила им въезд в полуостров. Они ведут подрывную деятельность против Крыма и подстрекают татар к незаконным действиям, акциям и неповиновению новым властям республики. Они организаторы саботажа против Крыма. Они виновники электрического саботажа, в результате которого полуостров несколько месяцев подряд был обесточен. Они даже создали вооруженный отряд на территории Украины из крымских татар, для проведения диверсионных операций в Крыму. Они под предлогом эмбарго совершают преступление против татарского народа. Они не на стороне мира, они хотят войны.
— Как оцениваете позицию Турции в крымском вопросе? Какую политику должна преследовать Анкара в отношении Крыма? Ни для кого не секрет, что у России и Турции очень тесные связи, партнерские отношения…
— Турция с момента возникновения крымского кризиса изначально преследовала очень уравновешенную и осторожную политику. Но как в этот период вражеские агентурные сети внутри Турции, такие как «Гладио» и FETÖ устроили провокацию, дабы помешать укреплению отношений Турции с Россией, которые были на стадии улучшения. Этот инцидент со сбитым российским самолетом на границе с Сирией чуть не привел к серьезному вооруженному столкновению. Потом последовало убийство российского посла в Анкаре. Эти серии провокаций сперва загнали в тупик все процессы. Турция оказалась между молотом и наковальней. В противостоянии между НАТО и Россией Турция должна была вести такую политику, чтобы выйти оттуда с минимальными потерями. Теперь, чтобы не навредить отношениям с Украиной, Турция вынуждена быть предельно осторожной в крымском вопросе. В данный момент Турция не поддерживает контакты с татарами, проживающими на полуострове, что является очень большим моральным ударом для наших собратьев. Я думаю, что в будущем Турция должна разработать новую стратегию по Крыму. Анкара поддерживает хорошие контакты и с Москвой и с Киевом. Я думаю это дает Турции дополнительные привилегии для посредничества в процессе урегулирования кризиса вокруг Крыма. Вместо того, чтобы работать с правительством меньшинства в Украине, Анкара могла бы вести диалог с более конструктивными силами в Киеве. Такой подход мог бы способствовать достижению консолидации между различными политическими силами в самой Украине. Турция — единственная страна, которая действительно может играть роль полноценного посредника в урегулировании конфликта между Россией и Украиной. Такой диалог мог бы помочь решению этого кризиса.
— Путин пригласил Эрдогана в Крым участвовать на мероприятии открытия Большой Соборной Мечети в Симферополе. Как вы думаете, Эрдоган примет приглашение российского президента?
— Посещение Эрдоганом Крыма и его участие в открытии данного и очень важного для крымских татар религиозного объекта — это вполне нормальное явление на мой взгляд. Если он примет приглашение президента Путина и посетит Крым, то это откроет огромные возможности перед Анкарой и перед самим турецким лидером, чтобы в будущем внести свой вклад в урегулирование этого конфликта. Турция — ключевая страна для обоих враждующих государств, как ни странно, так было всегда в истории.
— В Турции имеется одна из самых многочисленных крымско-татарских общин мира. Какие связи у турецких татар со своей отцовской родиной? Чем конкретно занимается в Крыму ваш Фонд? Есть ли совместные проекты?
— С сожалением хочу отметить, что многие татарские организации в Турции тесно связаны с прозападными НПО, в том числе со структурами Гюлена. Поэтому они не поддерживают активные контакты с Крымом, считая его оккупированной Россией территорией Украины. Но наш Фонд, центры культуры, которые входят в него, поддерживают тесные контакты с нашими братьями и сестрами в Крыму. Наши проекты пока в основном культурные, связаны с укреплением культурных связей. Наш Фонд участвует во всех форумах, организованных в Крыму. Мы участвовали на Международном Экономическом Форуме в Ялте, в Форуме «друзей Крыма», организовали мероприятия в Турции, в которых участвовали представители Крыма. Мы развиваем свои отношения с Крымом и стремимся к тому, чтобы Крым был более привлекательным местом для инвесторов из Турции. Наш Фонд в том числе работает в сфере образования, обмена опытом, студентами и преподавателями между университетами в Турции и в Крыму может заложить мощный фундамент для будущих выгодных обеим сторонам отношений.
Беседовал: Кавказ Омаров