В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета состоялся спектакль «Трубадур» Джузеппе Верди. Эта опера входит в сокровищницу мирового оперного искусства, пользуется огромной популярностью среди меломанов и любителей оперы и каждый раз при показе собирает большую зрительскую аудиторию. Так было и в этот вечер, в зале послушать прекрасную оперу собрались истинные ее любители.
В спектакле приняли участие звезды оперы трех государств: Беларуси, Узбекистана и Азербайджана.
Партию Леоноры исполнила белорусская вокалистка, ведущая солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, лауреат международных конкурсов вокалистов Татьяна Третьяк (сопрано). Татьяна Третьяк ведет активную концертную деятельность в Беларуси и за рубежом.
В роли Манрико выступил ведущий солист Государственного академического Большого театра им. Алишера Навои, Народный артист Узбекистана, лауреат международных конкурсов вокалистов Рамиз Усманов (тенор), востребованный не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами.
В спектакле также приняли участие ведущие солисты театра — Народный артист Азербайджана Акрам Поладов (партия Феррандо), заслуженные артисты республики Сабина Вахабзаде (партия Азучены), Турал Агасиев (партия Руиса), а также солисты Талех Яхъяев (партия графа ди Луны), Нина Макарова (партия Инес) и др.
Дирижировал спектаклем Заслуженный артист Азербайджана, главный дирижер и музыкальный руководитель Театра оперы и балета Эйюб Кулиев.
Опера – это такой вид мирового искусства, в котором сочетаются практически все музыкальные и художественные жанры — симфония, живой вокал, декорации.
Музыка оперы «Трубадур» итальянского композитора Джузеппе Верди. Либретто Сальваторе Каммарано, основанное на одноименной драме Антонио Гарсия Гутьерреса. Опера «Трубадур» до сих пор остается одной из самых популярных опер в мире. Причиной этой популярности является наличие в ней потрясающих мелодий, которые входят в мировую сокровищницу оперного искусства. Хор монахов исполняющих молитву «Miserere», ария Манрико «В горы родные мы возвратимся», хор цыган с ударами молота по наковальне, ария графа ди Луны «II balen del suo sorriso» («Свет ее улыбки ясной») — это лишь немногие из чудесных мелодий, которые наиболее часто исполняются на концертах классической музыки и всегда на слуху у всех истинных поклонников оперного искусства.
Сюжет оперы основан на реальных событиях, которые действительно имели место в Испании в XV веке, но ее эпизоды так скомпонованы, что многие ключевые эпизоды происходят либо еще до начала основного действия оперы, либо в период между ее действиями.
Хотя опера исполнялась на итальянском языке, но из-за выразительности музыки и эмоционального исполнения персонажей, слушатели могли определить, счастлив персонаж или грустен, любит он или ненавидит. Накал страстей в «Трубадуре» не ослабевал на всем протяжении спектакля.
«Трубадур» — драма острых контрастов, бурных столкновений, сильных, романтически приподнятых чувств. Воссоздавая трагические судьбы героев оперы, воплощая их переживания, композитор большое внимание уделил показу жизненного фона разворачивающихся событий. Колоритные образы цыган, монахов, солдат и приближенных графа, очерченные в рельефных, запоминающихся хорах, придают опере разнообразие, оживляют действие. Музыка «Трубадура» также богата красивыми, свободно льющимися мелодиями, берущими начало в народной певческой культуре Италии.
Особенно хочется выделить великолепного оперного певца, Народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова (тенор) в роли Манрико.
Рамиз Усманов представил публике влюбленного трубадура Манрико, поэтому пел чувственно, нежно, но, в тоже время, страстно, мужественно, ведь герой неоднозначен. Образ Манрико многогранный, глубокий, таинственный и благородный. Арии «Вечно один с тоскою», «Когда пред алтарем ты поклялась быть вечно» и кабалетта «Нет, не удастся дерзким злодеям» были прекрасны.
В ходе беседы с Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха Рамиз Усманов отметил, что был впечатлен азербайджанской публикой, которая очень тепло приняла его, аплодировала, порой даже не дождавшись окончания арий.
Партию Леоноры, фрейлины принцессы Арагонской, великолепно исполнила Татьяна Третьяк. Её ария «Tacea la note placida» (Кругом темная ночь была, и небо ясно было) была отражением любви и нежности к трубадуру, красивая, задумчивая мелодия. Ария «Вздохи любви и печали» — проникновенна и драматична. Трагическая развязка спектакля заворожила публику, которая была готова защитить бедняжку Леонору — этот цветок красоты и нежности, который погиб, чтобы спасти своего возлюбленного. Татьяна Третьяк в этот вечер блистала. Ее эмоциональная игра, великолепное пение всячески поощрялись зрителями. Браво!
В январе 2009 года Татьяна по приглашению Азербайджанского театра оперы и балета уже выступала в партии Леоноры в опере «Трубадур» Дж.Верди, отметив 20-летний юбилей своей творческой деятельности у нас в Баку и очень понравилась бакинской публике.
Выступление Талеха Яхъяева в партии графа Ди Луны понравилось публике, которая оценила его, наградив аплодисментами. Яхъяев хорошо смотрелся на сцене, исполняя партию надменного графа, вжившись в его образ. Его вид, эмоции, переполнявшие жестокого аристократа, артистичное исполнение приветствовалось зрителями.
Проникновенное исполнение партии Азучены, старой цыганки, заменившей Манрико мать, я думаю, никого не оставило равнодушным. Партитура данной героини досталась заслуженной артистке АР Сабине Вахабзаде (меццо — сопрано). Она эмоционально исполнила арии колоритной и таинственной цыганки, хранящей тайну происхождения Манрико. Вахабзаде изобразила метания между материнской любовью и жаждой мести. Особенно эмоционально прозвучала ария «Пламя, взвиваясь, все озаряет» и трогательно — «Да, я устала, ослабли силы».
Стоит отметить яркую игру оркестра театра под руководством заслуженного артиста АР Эйюба Кулиева. Воспользовавшись случаем, мы еще раз поздравили Эйюба с его назначением на пост главного дирижера театра оперы и балета, и попросили рассказать об опере «Трубадур». «Я, в качестве главного дирижера театра, решил пригласить на роль Манрико замечательного узбекского тенора Рамиза Усманова, которого знаю, как настоящего профессионала. И я не ошибся, он гармонично вписался в коллектив театра и выступил на высоком уровне», — сказал Кулиев.
Музыка Джузеппе Верди красива, сильна, колоритна, страстна, мужественна и проникнута пафосом свободолюбия. Музыка, которая творит чудеса!
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com