Тайны закулисья — пошивочный цех «Астана Опера»

Приближение юбилейного сезона – хороший повод больше узнать о «внутренней кухне» «Астана Опера». Важная и ответственная миссия при подготовке спектакля возлагается на пошивочный цех, здесь творится настоящее волшебство – создаются театральные костюмы, говорится в сообщении пресс-службы театра.

Театральный костюм – не простая одежда, зачастую – это настоящее произведение искусства, к созданию которого прикладывают усилия множество специалистов. Идея, заложенная автором, описывающим своего героя, и подхваченная режиссёром, становится отправной точкой для формирования образа на сцене. Художник по костюмам, исходя из собственного видения, создает эскиз, который впоследствии должен воплотить в жизнь швейный цех.

За все эти годы его сотрудницам довелось поработать с известными зарубежными и казахстанскими художниками по костюмам. В их числе – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино, авторству которой принадлежат наряды для целого ряда спектаклей, поставленных в столичном театре. Продуктивное и долгосрочное сотрудничество сложилось и с действующими в тандеме заслуженными деятелями Казахстана Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым. Работа в контакте с этими и другими известными художниками, безусловно, помогает мастерам пошивочного цеха повышать уровень профессионализма, раскрывать новые горизонты для творчества и накапливать бесценный опыт.

При разработке эскиза к спектаклю художник по костюмам учитывает исторический период и регион, к которому привязаны события, социальное положение и личностные характеристики героя, для которого будет пошит костюм, а также много других важных моментов. Все потому, что внешний вид раньше всего остального формирует зрительское мнение о человеке на сцене, как говориться, «встречают по одежке…»

В репертуаре «Астана Опера» – постановки, относящиеся к разным эпохам. Например, в опере «Аида» воплощены древнеегипетские мотивы, в «Алпамысе» – микс из тюркских традиционных облачений, в «Шелковой лестнице» – роскошь и блеск XVIII века.

Еще большего внимания к деталям требуют костюмы для балетных постановок, так как кроме внешних характеристик, здесь особенно важно учитывать удобство, свободу для движений, воздухопроницаемую способность тканей.

«Когда художник приносит нам свои эскизы на полные комплекты костюмов, начинается выбор подходящих тканей. В театре есть собственный склад, где можно подобрать ткани, фурнитуру, тесьму и многое другое. В случае, если подходящего нет в наличии, материалы приобретаются», — рассказывает заведующая пошивочным цехом Фатима Сатыбалдина.

Эксклюзивные ткани порой приходится заказывать издалека. К примеру, индийская парча для костюмов национальной казахской оперы «Алпамыс» была соткана на станках XIX века.

Следующим этапом создания костюмов является разработка лекал на каждое изделие. Этим занимаются закройщики.

«Всем артистам, участникам хора и массовке костюмы изготавливаются индивидуально, с учетом особенностей фигуры. С каждого снимаются мерки, если сложный костюм, то обязательно делаем макет. Принцип конвейера в нашей работе не применим, используем исключительно индивидуальный подход к каждому участнику постановки. Например, на одиннадцать воинов Тайшык-хана в спектакле «Алпамыс» мы шили одинаковые костюмы из одной ткани с идентичным оформлением и фурнитурой, но каждый из участников миманса минимум дважды примерял свое облачение, прежде чем оба были готовы», — подчеркивает заведующая швейным цехом.

Масштабное действо национальной казахской оперы – одна из последних премьер в театре потребовала от швейного цеха особой слаженности и продуктивности. В сжатые сроки пришлось изготовить свыше 300 наборов одежды или 900 изделий, так как комплект состоит в среднем из трех элементов (рубашка, брюки, кольчуга или чапан).

В сложном рабочем процессе были задействованы все 24 сотрудника цеха: 12 швей, два закройщика, два технолога, а также два специалиста по головным уборам.

«В нашем цехе все профессионалы своего дела. С большим опытом и стажем работы. Мы с художником-оформителем театральных костюмов Саидой Багдат, закройщицей по мужским костюмам Пятимат Оздоевой, мастерами по пошиву костюмов Мадиной Ахметовой и Диной Джакиеновой, а также мастером по пошиву головных уборов Карлыгаш Ахметовой трудились еще в театре им. К. Байсеитовой, а после создания «Астана Опера» перешли сюда. Наш коллектив сработавшийся, действует слаженно как часы, никаких дополнительных объяснений не требует, мы понимаем друг друга с полуслова. За качество изделий отвечают технологи, проверяют каждый шов, каждую деталь, соответствие эскизу», – говорит Фатима Сатыбалдина.

Театральный костюм – это шедевр, и с этим не поспоришь. Многие из облачений, созданных в «Астана Опера», выставляются как музейные экспонаты в фойе театра перед спектаклем, чтобы гости смогли увидеть их вблизи, рассмотреть детали, которые не видны из зрительного зала, оценить работу сотрудников швейного цеха – настоящих мастеров своего дела.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

www.novayaepoxa.com

426
virtonnews.com