Совершив в качестве первого шага на посту премьера визит в Нагорный Карабах, Никол Пашинян продемонстрировал, что находится в заложниках шантажа сепаратистов.
Действующий в стране после многодневных потрясений парламент не перестал быть вотчиной Республиканской партии, которая на протяжении многих лет правила политическим балом.
Насколько ущербное положение Пашиняна окажется продолжительным, будет зависеть от воли самого политика.Он, объявив бой старой системе, снес ее голову, но пока еще ничего не может сделать с туловищем. Оно на беду пришельцу не только не утратило силу сопротивления, но может еще и проявить чудеса регенерации и восстановить утраченную голову. Чтобы заручиться надежной самозащитой, Пашиняну жизненно важно разбавить политическую элиту своими людьми, обзавестись надежными соратниками, чтобы провести внеочередные выборы.
Временный союз со сторонниками Сержа Саргсяна не принесет ему никакой пользы. Скорее подведет под монастырь. Понимая, насколько положение сложное и взрывоопасное, Пашинян не имеет права на ошибку на карабахском направлении. Потому он вынужден подпевать мракобесам «нкр», чтобы выглядеть поборником сепаратистских интересов.
Однако нельзя исключить, что в наболевшей проблеме все его заявления и видения отражают его истинную точку зрения. В любом случае то, о чем говорит премьер, нуждается в принципиальной оценке. Тем более в случае, когда премьер негодует по поводу недостатка у международного сообщества познаний об истинном происхождении проблемы.
От обнародования тонкостей и нюансов кризиса армянских политиков всегда бросало в дрожь, особенно когда на международном уровне азербайджанские представители разносили в пух и прах доводы о первопричинах конфликта. На этот раз очередь психологических срывов дошла и до Пашиняна, который вроде отличается от типичных пещерных националистов.
Понятие «переговоры за эти территории», которым воспользовался иностранный журналист, вывело героя уличного движения из себя, и он дал волю эмоциям.
Те, кто около тридцати лет назад на площадях Еревана и Ханкенди поднимали истошный ор, скандируя призыв «миацум» (воссоединение), сегодня делают вид, будто в корне проблемы не территориальные претензии Еревана к Баку, а желание самореализации.
Неожиданный распад СССР застал армянских радикалов врасплох, и они были вынуждены наспех придумать миф о стремлении карабахских армян к самоопределению.
Сообщество прекрасно осведомлено о подноготной конфликта, и уже армянская ложь не только не играет на результат, но зависает в невесомости, превращаясь в позор армянской пропаганды. Массированное наступление Азербайджана в идеологической схватке дает ожидаемый результат, разрушает структуру черного вражеского пиара, не оставляя надежд на ее рекреацию. Отсюда у сообщества точные представления о сути конфликта.
Из поездки Пашиняна в Карабах стало очевидно, что руководитель страны, испытывая трудности стартовой поры, чувствуя свою неопытность и ощущая дыхание недоброжелателей из неродного окружения, изо всех сил старается амортизировать среду. Дабы не вызывать огонь на себя, он поступает согласно логике «не можешь остановить побоище, попытайся его возглавить». Отсюда все его нелепые утверждения о «варварствах» апрельской войны, которые будто совершили азербайджанские военные. «Территории тут не при чем», — заискивающе говорит Пашинян зарубежному журналисту, выдавая ахинею за истину и надеясь, что собеседник берет озвученное на веру. Этим он только усложняет себе задачу.
Ему кажется, что продолжение переговоров в формате Минской группы ОБСЕ расширится за счет вовлечения в процесс представителей армянского Карабаха, а далее на линии соприкосновения будут размещены механизмы расследования для выявления страны-нарушителя. Говоря о нежелании Азербайджана разместить новые механизмы, Пашинян делает вид, будто не ведает о причинах азербайджанской реакции на ненужные инициативы. Суть проблемы для Баку давно ясна, и ответная реакция заключена в том, что в регионе есть один нарушитель – Армения, подогревшая карабахский сепаратизм и оказавшаяся в бессильном положении перед лицом спровоцированной войны.
Не зря генеральный секретарь Совета Европы Тьорборн Ягланд в своем поздравительном послании Ниоколу Пашиняну назвал Армению проблемой, как для Запада, так и для России с остальным миром. Политический этикет не позволил автору послания назвать вещи своими именами, однако завуалированный стиль его мыслей дает наиболее полное представление о том, что Армения на сегодня является субъектом, который в отличие от нормальных образований только и делает, что воспроизводит риски. Чтобы качественно изменить лицо этой страны, вернуть ее в лоно адекватности, нужны перемены в сознании политической элиты.
Если после пережитых потрясений снова ничего не изменится в умонастроениях ее правящих кругов, то Армению с края бездны выволочь будет невозможно. Она должна преодолеть большой путь к полноценной демократии через парламентскую модель, которую изобрел для себя бывший лидер Серж Саргсян. Многое должно быть пересмотрено. И все востребованные перемены необходимо осуществить на платформе политического консенсуса, а не конфронтации.
Для карабахской проблемы это наиболее актуально и безальтернативно. С этой данности и должен отталкиваться Никол Пашинян, если не хочет повторить судьбу бесславно ушедшего предшественника.
Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха
www.novayaepoxa.com