Сицилийская драма на бакинской сцене – ФОТО

В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета прошёл спектакль «Сельская честь» Пьетро Масканьи, сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.

Для постановки оперы «Сельская честь» («Cavalleria rusticana») в Баку руководство театра пригласило режиссера-постановщика Людвига Баумана, который долгие годы был ведущим вокалистом, затем режиссером-постановщиком в театре оперы и балета в Мюнхене, а с некоторых пор стал еще и руководителем Баварского фестиваля оперного искусства, и дирижера Корнелию фон Керссенброк.

Вместе с Корнелией фон Керссенброк — известным немецким дирижером, художественным руководителем и главным дирижером Баварского Гутт-Имлингского фестиваля оперного искусства — Людвиг Бауман долгие годы активно сотрудничает с Азербайджанским театром оперы и балета, они вместе осуществили в 2015 году постановку оперы Пьетро Масканьи на азербайджанской сцене. С тех пор она пользуется большим интересом среди любителей оперного искусства и собирает большую зрительскую аудиторию.

И на сей раз руководством театра была приглашена Керссенброк, которая выступала в знаменитых театрах мира: Гранд-Опера, Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, в Венской опере и других. Она не раз посещала Баку, входила в жюри Международного конкурса вокалистов имени Бюльбюля, неоднократно дирижировала симфоническим оркестром Государственного академического театра оперы и балета, например, операми «Риголетто», «Травиата» и «Иль Таббаро», а также проводила в Баку мастер-классы.

Когда страсти больше, чем любви, а ненависти больше, чем веры… Из таких эмоций создана опера Пьетро Масканьи «Сельская честь», которая сформировала особенности и ценности веризма – изображение на сцене правдивой жизни простых людей. А вместе с ним вывела на крупнейшие сцены мира крестьян, бродячих комедиантов, нищих и обездоленных – в противовес традиционным оперным аристократам, историческим личностям или героям легенд.

Опера в одном действии на либретто (по-итальянски) Гвидо Менаши и Джованни Тарджони-Тоццетти, основанное на пьесе Джованни Верги, которая, в свою очередь, является инсценировкой его же одноименной новеллы.

Время действия: праздник Пасхи в конце XIX века. Место действия: деревня на Сицилии. Первая постановка этой оперы была осуществлена в Риме 17 мая 1890 года в театре «Констанц». Опера основана на остром драматическом сюжете.

Перед тем, как Туридду (Самир Джафаров) ушел в армию, у него были романтические отношения с Лолой (Нина Макарова). Но, вернувшись домой, молодой человек обнаружил, что его возлюбленная вышла замуж за кучера Альфио (Талех Яхьяев). Несмотря на то, что старая страсть по-прежнему в нем горела, он забылся в теплых объятиях Сантуццы (Афаг Аббасова), которую пообещал взять в жены. Лола, увидев, что Туридду пытается начать жизнь с другой, вновь заманила его в свои сети…

Ранним утром пасхального воскресенья Туридду возвращается с ночного свидания с Лолой. Тем временем Сантуцца приходит к нему домой и просит его мать Лючию (Сабина Вахабзаде) рассказать, где провел ночь Туридду. Входит Туридду, Сантуцца устраивает ему сцену ревности, и он прогоняет ее. Она находит Альфио и рассказывает ему об отношениях Туридду и Лолы. Оскорбленный муж вызывает соперника на поединок и убивает его.

Центральное место в опере заняли образы главных действующих лиц, обрисованные скупыми меткими штрихами: беспредельно преданная, неистовая в любви Сантуцца и легкомысленная, ветреная Лола; страстный, увлекающийся Туридду и беспощадно-мстительный Альфио. Заметно развиты народные сцены.

Опера «Сельская честь» наполнена изумительно красивой музыкой и впечатляющими драматическими сценами, что привлекает истинных меломанов.

Музыка «Сельской чести» насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы.

Прелюдия начинается со спокойной музыки, подобной молитве. Вскоре она становится более драматичной, и в середине слышится голос тенора, поющего любовную серенаду. Её медлительная мелодия полна чувственной истомы и неги.

Хочется отметить великолепное пение хора. В этом, несомненно, заслуга хормейстера спектакля — заслуженного деятеля искусств Азербайджана Севиль Гаджиевой. Хоровое исполнение «Пышно плоды на деревьях красуются» передает приподнятую атмосферу праздника. Колоритно оркестрованная песня Альфио с хором «Кони бешено летят» проникнута горделивой удалью. Хор «Пойте песнь торжества» своими просветленно возвышенными настроениями резко контрастирует с драматической сценой.

Как всегда, восхитительно исполняет грустные арии полные мольбы и гнева Афаг Аббасова, кокетливые песенки — Нина Макарова, сначала веселые, потом гневные – Талех Яхьяев.

Оркестр исполняет чудесное интермеццо: оно передает спокойствие картины мирной, ласковой природы. Это настроение создает резкий контраст стремительному развитию смертельно опасных страстей.

В опере «Сельская честь» история любви и измены, преступления против чести разворачивается на фоне массовых сцен, духовной и народной хоровой музыки, даже сольные партии приближаются к песням, а галантные романсы основаны на народных жанрах.

Отметим застольную песню, предшествующую роковой развязке. В музыке слышится легкий звон бокалов, струится вино и звучит простодушная вокальная мелодия, хоровые возгласы подобны ружейным залпам.

Эмоциональное выступление артистов и профессиональная работа немецкого дирижера были тепло встречены бакинской публикой, которая наградила вокалистов и маэстро щедрыми аплодисментами и криками «Браво».

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1410
virtonnews.com