Вчера на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета прошел спектакль Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
Красивая музыка Чайковского, великолепные декорации и костюмы сделали спектакль зрелищным и привлекательным. Показ спектакля балета «Щелкунчик» в канун Нового года стал замечательным подарком коллектива театра оперы и балета своим зрителям, особенно юным гостям.
Балет-феерия на музыку Петра Ильича Чайковского в двух актах и трех картинах основан на немецкой сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Либретто М. Петипа, балетмейстер Л. Иванов. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре.
В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви. Еще дальше идет композитор по пути симфонизации музыки, обогащения ее всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.
Балет «Щелкунчик» — самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное во всем мире. Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов». Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире.
Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.
Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это яркий испанский танец, волнующий восточный, характерный китайский, танец пастушков. Жемчужина же Дивертисмента – это Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
Так назовем тех, кто подарил нам радость увидеть сказку в этот предновогодний вечер. Это — заслуженные артисты Азербайджана Нигяр Ибрагимова (Маша), Макар Ферштандт (Принц Щелкунчик), Самир Самедов (Дроссельмейер), а также Аян Эйвазова, Юлия Ферштандт, Лейла Нариманидзе, Фаиг Губатов, Динара Ширинова и артисты балета.
Основные события разворачиваются накануне большого и светлого праздника — Рождества.
В доме девочки Маши собралось много гостей. Ее крестный Дроссельмейер пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась Маше. Все веселятся и танцуют.
Наступает ночь, и комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Маша возвращается и обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер, в роли доброго волшебника. Он взмахивает рукой, и в комнате всё начинает меняться — стены раздвигаются, ёлка начинает расти, а ёлочные игрушки оживают. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного Короля. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой и одерживает победу. Маша вместе с Щелкунчиком отправляется в сказочный и прекрасный город Конфитюренбург, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Им устраивают пышный бал, а Маша становится настоящей принцессой.
В этот вечер в зале было много детей, которые с большим интересом смотрели на сцену, где артисты балета показывали им сказку. Дети были в восторге, потому они радостно аплодировали и даже кричали «Браво!». Было видно, что представление им очень понравилось, так как на лицах были улыбки.
Артисты балетной труппы театра старались доставить радость и подарить детишкам сказку и это им удалось. Красивый спектакль накануне Нового года стал прекрасным подаркам, как детям, так и их родителям.
В этот вечер за дирижерским пультом стоял лауреат международного конкурса дирижеров имени Антала Доратти Орхан Гашимов.
Вполне заслуженно спектакль является настоящей жемчужиной мирового балета. Со времен первой премьеры он с успехом ставится на всех известных мировых сценах. Музыку из «Щелкунчика» можно услышать в кино, в разнообразных мультфильмах и даже в компьютерных играх. Современные хореографы с удовольствием используют этот балет, привнося в него новшества, изменяя сюжет, место действия, вводя современные танцы. Лишь одно остается нетронутым – это удивительно прекрасная, завораживающая слушателей буквально с первых волшебных звуков музыка Чайковского.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com