Сегодня день рождения азербайджанского композитора и дирижёра, Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР (1935), одного из основоположников азербайджанской классической музыки, чьим именем названа Азербайджанская государственная филармония Абдула-Муслима Магометовича Магомаева.
Абдул-Муслим Магомаев, дедушка гениального певца Муслима Магомаева, автор произведений, ставших подлинным музыкальным достоянием Азербайджана.
С детства увлекался музыкой, участвовал в школьной музыкальной самодеятельности, играл в оркестре Закавказской учительской семинарии, там познакомился с Узеиром Гаджибейли, близкую дружбу с которым поддерживал всю жизнь. После окончания семинарии работал учителем сначала на Северном Кавказе, а после в Азербайджане, где после сдачи экстерном экзаменов в Тифлисском учительском институте окончательно поселился в Баку. Там он вошёл в состав местной оперной труппы под руководством Гаджибекова сначала в качестве музыканта, позднее — дирижёра и руководителя театра. В дальнейшем занимал ответственные посты в Наркомате просвещения Азербайджанской ССР.
Магомаев написал две оперы — «Шах Исмаил» и «Наргиз», последняя является первой азербайджанской оперой на советскую тематику. В творчестве Магомаева прослеживается влияние национального искусства Азербайджана, которым он интересовался с ранних лет. Также он является автором около трёхсот симфонических обработок народных азербайджанских танцев, песен и других мелодий.
Абдул-Муслим Магомаев является автором около 15 симфонических произведений, в их числе две оперы, марши, несколько рапсодий. Также ему принадлежат около десятка вокальных произведений на стихи азербайджанских поэтов. Известно о трёх его незаконченных произведениях: опере «Любовь», балете «Дэли Мухтар» и музыкальной комедии «Хоруз бей». Кроме того, Магомаев является автором музыкального сопровождения к театральным постановкам («Мертвецы», «В 1905 году») и кинофильмам («Искусство Азербайджана» и «Наш рапорт»).
Опера Магомаева «Наргиз» считается первой азербайджанской оперой, построенной на классических музыкально-сценических формах. Более ранние оперы Магомаева и Гаджибейли являются в той или иной степени мугамными. Также Магомаев один из первых авторов азербайджанской массовой песни.
Магомаев занимался сбором и систематизацией чеченского, азербайджанского и другого кавказского фольклора. Азербайджанскому он уделял особое внимание, его авторству принадлежат симфонические обработки примерно трёхсот азербайджанских народных песен и танцев, часть из них была издана в сборнике «Азербайджанские народные песни» в 1927 году. В сборник вошли обработки народных произведений, как Магомаева, так и Гаджибейли.
Основой творчества Магомаева является национальное искусство народов Азербайджана, изучением которого он увлекался со школьной скамьи. Не обошёл композитор стороной и опыт европейских и, в первую очередь, русских композиторов, сплетая его с народной музыкой и выводя таким образом последнюю на мировой уровень. При этом можно отметить высокую идейность его произведений: в них раскрываются такие темы, как национального сознания азербайджанцев, так и борьбы народных масс против буржуазии.
В 1935 году Абдул-Муслиму Магомаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР.
Именем Магомаева названы:
Азербайджанская государственная филармония;
улица в историческом центре Баку.
Перед зданием филармонии расположен бюст Абдул-Муслима Магомаева, открытый в 1987 году. Бюст выполнен скульптором Омаром Эльдаровым и архитектором Арифом Салеховым.
На стене дома номер 41 по улице Низами в Баку, где проживал композитор, повешена мемориальная доска.
Умер 28 июля 1937 года в Нальчике от туберкулёза.
«Мой дед Муслим Магомаев вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку» — вспоминал в своей книге Народный артист СССР Муслим Магомаев.
«Очень одаренным был старший брат деда Магомет, прекрасно игравший на гармони и флейте. Во время учебы в Грозненской городской школе он даже руководил ученическим оркестром. Магомет и приобщил младшего брата к музыке: Муслим рано стал играть на восточной гармони. Потом, тоже поступив в Грозненскую городскую школу, он научился там играть на скрипке, участвовал в школьных концертах.
Свое образование Муслим Магомаев продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где готовили учителей для просвещения народов Кавказа. В семинарии дед познакомился с Узеиром Гаджибековым, с которым потом дружил всю жизнь. Оба они впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. Интересно, что мой дед и Узеир Гаджибеков родились в один день и в один год — 18 сентября 1885 года; в дальнейшем они даже породнились, женившись на сестрах.
В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист он играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии. В восемнадцать лет был ведущим музыкантом оркестра и даже заменял дирижера. Там же в Гори он получил и знания музыкальной теории. После окончания семинарии деду вручили в подарок скрипку.
Работая учителем народной школы, сначала в одном из сел Северного Кавказа, а потом в Ленкорани, где он преподавал историю, химию, русский язык, дед продолжал отдаваться любимому занятию — музыке: создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись и народные песни, и произведения популярных жанров, и собственные его сочинения. Дед часто выступал на таких концертах и как солист-скрипач.
С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку, продолжая преподавать в школе. В Баку его музыкальная деятельность сделалась особенно активной. Это и стало главным делом его жизни. Здесь он дебютировал как дирижер, потом как оперный композитор. Он написал две оперы — «Шах Исмаил» и «Наргиз»…
Каким был мой дед в жизни? Со слов родных я знаю, что был он человеком очень щедрым, всегда готовым помогать людям. Сохранилось письмо Узеира Гаджибекова, где он благодарит своего друга Муслима за помощь: «…Я имею возможность спокойно заниматься своим делом, в результате чего я поступил в консерваторию; всем этим я обязан исключительно твоему искреннему желанию помочь мне; ради исполнения этого желания ты принес в жертву свой покой и здоровье, сумею ли я за это тебя отблагодарить?..» Это письмо написано в 1914 году из Петербурга, куда Узеир Гаджибеков уехал, чтобы продолжить образование в консерватории.
Дружить дед умел, мог сделать широкий сердечный жест.
Мало кто у нас знает, что идея написать оперу на сюжет «Кёр-оглы» пришла одновременно и Магомаеву и Гаджибекову. Когда дед узнал об этом, он порвал начатую партитуру и сказал: «Узеир напишет лучше».
А еще был он человеком веселым: в отличие от друга Узеира позволял себе гульнуть на славу. Когда Зульфугар Гаджибеков (брат Узеира), тоже с грешком «весело пожить», заезжал за дедом на тогдашнем такси — фаэтоне, они с озабоченными физиономиями начинали объяснять бабушке, что едут по неотложным музыкальным делам в театр, в оперу. Но как только фаэтон исчезал из поля зрения махавшей вслед им Байдигюль, маршрут резко менялся. Курс был в знакомый любимый ресторанчик, завсегдатаями которого были бакинские актеры, музыканты, ашуги, мугаматисты. Дед неплохо зарабатывал, учительствуя в школе, и позволял себе не только кутнуть, но и заплатить за друзей, особенно если за столиком ресторана оказывались неимущие музыканты. На высоком градусе застолья гуляки брали у хозяина заведения револьверы и начинали палить по горлышкам бутылок, как разгулявшиеся ковбои в старых американских салунах. Владелец ресторана не возражал — Магомаев за все заплатит с лихвой. На то он и Муслим-бек!
Из семейных преданий о деде я помню рассказ бабушки, что дед потому и заболел чахоткой, что полез в Куру спасать ее, когда они были с ним где-то на Кавказе. Мой дядя Джамал только посмеивался, слушая эти рассказы, и обещал, что когда выйдет на пенсию, начнет писать мемуары. Не успел…» (источник: muslimmagomaev.ru)
Allah rəhmət eləsin!
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com