На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает специалист по Китаю, автор исследовательского труда «Китай настоящий» Антонина Грунская-Гёкдениз:
— Госпожа Гёкдениз, про Китай и его растущей геополитической силы знают все, но есть очень важные нюансы, которые многие не замечают. Например, зависимость китайской экономики от западных технологий и объемы инвестиций западных корпораций в китайской экономике. На фоне такой тесной интеграции, о каком противостоянии между Поднебесной и Западом можно вообще говорить?
— Я думаю, что все медийные конфликты – это всего лишь поверхность айсберга и игра мышцами. Вся реальная ситуация и настоящие отношения между странами находятся глубоко под водой и подальше от внимания масс. Китай не полностью зависим от других стран. Все дело в том, что страна очень большая и имеет собственные ресурсы и знает как получить недостающие. Чтобы понять стратегию КНР, нужно пристально следить за теми планами, которые принимает страна в развитии на несколько лет вперед. Один из таких планов называется «Сделано в Китае 2025». Именно он направлен на то, чтобы Китай был максимально самодостаточным в техническом и ресурсном планах.
— Тайвань — больная точка Китая, огромный регион, который словно отторгли от Поднебесной, и он никак не может восстановить над ним свой контроль. Неужели у Китая не хватает сил и геополитической воли это делать?
— Вся карта Китая по очертаниям напоминает фигуру петуха, а Тайвань – одну из нижних лапок. Тайвань – это часть Китая и ни о каком отсутствии контроля над Тайванем или его отторжении речи быть не может. Некоторые государства периодически пытаются навязать свои политические взгляды, но я уверена, что у них ничего не получится. Вся сила КНР заключается в многообразии и единстве одновременно.
— Япония и Китай — два государства, традиционные враги в Азии, между которыми испокон веков происходили самые кровавые войны. Теперь Япония, некогда самая сильная держава Азии, находится практически под контролем США (в военном плане) и бессильна даже перед КНДР. А с Китаем у Японии нерешенная территориальная проблема вокруг спорных островов Дяоюйдао. Неоднократно ВМС обеих стран чуть не столкнулись вблизи этой территории. Насколько вероятна очередная война между Пекином и Токио и какая будет позиция НАТО в этой войне?
— Я думаю, что этого не случится.
— Гонконг юридически вернулся в состав Китая в 1999 году, но с тех пор Пекину не удалось установить свой полный контроль над городом-провинцией, и бывший английский конгломерат до сих пор сопротивляется китайским правилам и продолжает жить по своим законам. Протесты, массовые беспорядки не дали Пекину применять свои законы здесь. Как там обстоят дела? В чем сила Гонконга, который уже более 20 лет сумел сохранить себя в том виде, в котором был под властью её величества?
— У меня складывается впечатление, что мы с вами читаем очень разные книги и новости о Китае (улыбается). Пекин ни к чему не стремится по отношению к Гонконгу. Все, что мы видим в СМИ – это тщательно спланированная и срежиссированная картинка, которую приятно видеть некоторым странам на Западе: беспорядки, неприятие, активное сопротивление. Даже количество протестующих в городе стало предметом манипуляции. Стоит заметить, что сценарий такого рода поведения не отличается ни в одной из стран, где мы это уже видели. Возможно, это отработанный сценарий, который всегда работает и организаторам просто не хватает фантазии.
Ситуация уже давно перешла рубеж эскалации и в Гонконге все спокойно. Сами гонконгские китайцы имеют разные мнения на этот счет, но для всех важны собственные практические цели и спокойная атмосфера в городе, поэтому большинство не поддерживает беспорядки. В них участвовали, в основном, молодые люди, которые более подвержены романтизированному духу современной революции. Поколение постарше думает в первую очередь о своем благополучии и благополучии своей семьи, а не баррикадах.
— Давайте немного про вашу книгу о Китае… Что вы пытается показать своему читателю в Китае? Каким вам представляется Китай 30 лет спустя? Развалится или станет единоличным лидером Мира?
— Моя книга «Китай настоящий» вышла в этом году как раз в разгар пандемии. Я ее написала, чтобы максимально точно рассказать о разных аспектах жизни в современном Китае и подготовить своего читателя к общению с китайцами или переезду в Поднебесную. В книге 8 глав: стереотипы, менталитет, отношения, язык, кинет (китайский интернет), стандарты красоты, чай и кухня, праздники.
Я выбрала именно эти темы, потому что они помогут сложить правильный пазл картины мира современного китайца и помогут моему читателю лучше их понимать.
Китай через 30 лет будет еще более технологичным и самодостаточным. Если сравнивать его с другими странами даже сейчас, то уровень диджитализации там выше, чем где бы то ни было. Все платежные системы (когда проезд в метро можно оплатить сканированием лица), передовые функции социальных сетей, невероятный масштаб проведения и всеобщего использования прямых трансляций в сети с оборотом в миллиарды долларом – все это станет еще более масштабным и принятым во всем Китае. Если мы говорим об оффлайн пространстве, то я уверена, что Китай к 2050 году построит еще массу невероятных проектов, которые и не снились. Я думаю, что Землей все не ограничится.
Довольно серьезное заявление, думаю, КНР станет только сильнее.
Беседовал: Кавказ Омаров