Российский эксперт: «Эрдоган и Путин не договорились по Идлибу»

О политике Турции на Ближнем Востоке, о том, как развивается ситуация в Сирии, рассказал в интервью Novayaepoxa.Com эксперт по Ближнему Востоку Харун Сидоров.

— Президент Турции не раз поднимал вопросы по ядерной тематике. Как известно на сегодня Турции строятся две АЭС, одно из которых строится российской стороной. Как вы в целом оценивает данное заявление президента Турции и если у Эрдогана стремление к обретению ядерными технологиями?

— Я склонен соглашаться с тем, что подобные заявления Эрдогана скорее стоит воспринимать в риторическом ключе — подобно его заявлениям об оккупации Палестины, несправедливости мирового порядка по отношению к развивающимся и мусульманским странам и т.п. Опыт показывает, что каких-то практических действий с целью кардинального изменения ситуации за ними обычно не следует. Что касается развития ядерных программы и технологий, это очевидно, что здесь надо отделять мирную ядерную энергетику от технологий и производства, направленных на получение ядерного оружия. Что касается первой, то ее развивают многие страны и Турция вполне может быть в их числе.

— Как вы считаете, если Турция решит развивать в своей стране ядерную программу, какую реакцию стоит ожидать от Запада? Они будут против как в случае с Ираном?

— Если речь идет о военной или потенциально военной ядерной программе, конечно, таковая породит достаточно серьезное сопротивление. Другое дело, что как мы это видим в последнее время, возможности Запада давить на нарушающие установленные правила игры страны объективно падают. Поэтому при сильном желании Турция, пожалуй, могла бы пойти по этому пути вопреки давлению Запада.

Но есть ли и будет у нее такое желание — вот вопрос. Объективно у Турции как региональной державы, рамка которой задана учрежденным Ататюрком национальным государством, нет такой потребности в ядерном оружии, которая оправдывала бы издержки неизбежного в этом случае противостояния.

У Турции как «суннитского Ирана», реализующего глобальную панисламскую доктрину, они могли бы быть, но в целом турецкое общество такой проект отвергло и страна развивается как национальное государство и региональная держава. Не исключено, что, если ядерным оружием начнут обзаводиться новые соседние страны, на этот путь встанет и Турция, но я сомневаюсь, что она выступит застрельщиком этого процесса в регионе.

— Как известно отношения Турции и США в последнее время становятся все хуже. Еще больше обостряет ситуацию желание лидера Турции приобрести российские самолеты СУ-35 или СУ-57. Может ли это в итоге привести к тому, что Турция покинет НАТО?

— Честно говоря, я не вижу какого-то драматического ухудшения отношений Турции с США под руководством Трампа, который сам в немалой степени разрушает трансатлантическое военно-политическое единство. НАТО, имевшее в свое время цель противостояния коммунизму, сегодня все больше превращается в фиктивный союз, в рамках которого входящие в него страны решают свои, часто конфликтующие друг с другом задачи. В такой ситуации особой необходимости покидать подобный союз ради решения своих задач нет — пока это можно делать так, как это делает Эрдоган, пользуясь разобщенностью в НАТО. Другое дело, что ситуация может измениться в том случае, если к власти в его основных странах снова начнут приходить лидеры и силы, нацеленные на возрождение и мобилизацию НАТО. В таком случае Турцию действительно могут поставить перед выбором приоритетов, в том числе, под угрозой исключения из альянса.

— Если речь зашла о последнем визите Эрдогана в Россию. Добилась ли она своих ожиданий по ситуации вокруг Идлиба?

— Нет, не добилась. Если в предыдущие разы, как это было с операциями «Щит Евфрата» на фоне взятия асадитами Алеппо или «Оливковой ветвью» на фоне их наступления на Хаму Турция сдавала Дамаску и Москве своих союзников, чтобы приобрести новые территории зон безопасности, то сейчас происходит односторонняя сдача территорий в Идлибе при неспособности начать новую операцию против РПК, которую громогласно обещали провести уже десятки раз на протяжении последних нескольких лет. Это один из самых провальных моментов турецкой политики в Сирии, на фоне которых, по правде говоря, мегаломанские заявления турецкого руководства о ядерном оружии и т.п. не могут восприниматься серьезно.

Анар Гусейнов

www.novayaepoxa.com

1124
virtonnews.com