О российско-турецких отношениях и о ситуации вокруг Идлиба рассказал в интервью Novayaepoxa.com политолог, эксперт по безопасности Григорий Трофимчук.
— Вчера ночью произошло то, что наверное никто не ожидал. Как вы видите дальнейшее развитие российско-турецких отношений? Ожидаете ли вы прямое столкновение между Россией и Турцией в Сирии?
— Непреложный факт состоит в том, что Турция является членом НАТО. Поэтому в любом случае НАТО определяет для военного поведения Турции основные параметры, начиная с включения, пусть и под давлением, её в сирийскую войну в 2013 году. То есть ещё до появления там России в конце 2015 года.
Другими словами, Россию и Турцию сталкивают, стравливают извне, и Турции сложно в этой вилке сопротивляться. Тем не менее, она пытается решать здесь и свои проблемы, как бы оправдывая вхождение в сирийскую войну – в частности, за счёт создания на всём своём юге буферной зоны. Если бы Турция вышла из НАТО, ей управлять было бы намного сложнее. Но она пока там. Поэтому и российско-турецкие экономические отношения то падают до нуля, то поднимаются снова.
Россия никогда бы не пошла, например, на строительство турецких газовых «веток», если бы считала Турцию однозначным врагом. Одним из ключевых моментов в последнее время стало заявление США о том, что они выводят свои военные подразделения из Сирии. Это тоже было похоже на желание столкнуть напрямую Россию и Турцию. Проблему могло бы исправить усиление ситуативного партнёрства Россия-Турция-Иран, однако в реальных условиях, под жёсткой политической нагрузкой оно никак себя не проявляет. По той же причине: Турция, прежде всего, является членом НАТО, а потом уже всё остальное. Но при любом раскладе Россия с Турцией воевать не собирается.
Реальная война – это несколько сбитых, в день, самолётов с каждой стороны, а не демонстрационно-показательные полёты. Вчерашнее столкновение имеет много условностей, которые говорят о том, что не Россия нанесла эти удары. К тому же Турции будет сложно объяснить миру, почему её военнослужащие оказались среди атакующих сирийские позиции подразделений, которые мир считает террористическими. Россия не защищает в Сирии действующий режим, о чём она не раз уже говорила. Поэтому воевать за Асада было бы странно.
— Многие ждали переговоров 5 марта в Стамбуле, теперь им не бывать. Будет НАТО активно помогать Турции или она будет постороннем наблюдателем?
— Задача НАТО – толкнуть Турцию на прямую войну с Асадом и Россией. То есть чужими руками отрегулировать ситуацию в Сирии под себя. Думаю, в Анкаре это прекрасно понимают, поэтому жёсткие вербальные заявления турецких политиков это одно, а реальные действия – совсем другое. К тому же Эрдоган помнит, что не Асад и не Москва осуществили попытку его свержения в 2016 году, причём в период максимального охлаждения российско-турецких отношений. Поэтому Эрдоган не может полагаться ни на США, ни на НАТО, продолжая балансировать в Сирии на минимально возможной грани. На данный момент и Россию, и Турцию, и Сирию спасает только один ключевой фактор: очень странный президент США, который сейчас находится в Белом доме.
Анар Гусейнов
www.novayaepoxa.com