О том, как Россия будет реагировать встречу президента Азербайджана и Генсека НАТО, рассказал Novayaepoxa.com доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Как известно вчера президент Азербайджана, встретился с генсеком НАТО. В ходе встречи президент Азербайджана пригласил генсека НАТО в Азербайджан, на что приглашение было принято. Как вы оцениваете отношения Азербайджана?
— Переговоры Ильхама Алиева с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе я лично оцениваю, как обычную дипломатическую встречу двух субъектов международного права. Азербайджан, как суверенное государство, формирует и выстраивает дипломатические отношения со всеми странами, региональными организациями и военно-политическими объединениями, и это нормально.
Тем более, что официальный Баку имеет союзнические договоры, а также тесные этнокультурные и экономические связи с официальной Анкарой – членом Североатлантического альянса. Поэтому у обеих сторон существует острая необходимость в установлении тесных рабочих контактов в целях согласования позиций по острым международным и региональным проблемам и входе взаимодействия двух сторон в военно-политической сфере. Тем более, что такое сотрудничество Азербайджана и НАТО связано, прежде всего, с обеспечением войск Альянса, дислоцирующихся в Афганистане и борьбой с террористами в этой исламской республике, а также в сфере боевой подготовки и развития военной инфраструктуры в рамках программы «Партнерство во имя мира».
В ходе подобных встреч, безусловно, руководство Азербайджана заинтересовано в получении политической консультации по вопросам решения своих территориальных претензий и требований принадлежности Нагорного Карабаха и 7 районов вокруг него.
— Как Россия будет влиять на отношения Азербайджана с НАТО, и можно ли сказать, что это может привести к похолоданию в отношениях Азербайджана и России?
— Официальная Москва вряд ли будет предъявлять какие-то сильные претензии к Азербайджану в связи со встречей Ильхама Алиева с Йенсом Столтенбергом.
Во-первых, несмотря на острые разногласия между РФ и Североатлантическим альянсом диалог между двумя сторонами периодически возобновляется в рамках Совета Россия-НАТО. То есть, официальная Москва также поддерживает контакты со штаб-квартирой в Брюсселе, пусть и не на высшем уровне.
Во-вторых, Россия в настоящее время активно и тесно взаимодействует в сфере военно-технического и военно-политического сотрудничества с членом НАТО – Турцией, что сказывается и на вовлечении в это сотрудничество и Азербайджана.
В-третьих, официальный Баку в отношениях с НАТО и с официальной Москвой проводит, на мой взгляд, политику разумного компромисса, которая представляет собой гибкую систему выстраивания отношений с двумя сторонами, находящихся в «конфликтно-партнерских» отношениях.
При любом взаимодействии с Россией и Североатлантическим альянсом Азербайджан не будет идти на очень близкое сближение каждой из сторон, так как видит в таком сближении большие риски по утрате своего суверенитета. Поэтому азербайджано-натовские встречи на высшем уровне – это обычная практика дани уважения двух сторон друг другу в целях поддержания ровных дружественных отношений. Можно сказать, что тоже самое происходит и в отношениях с официальной Москвой. Но с учетом того, что Россия для Азербайджана не просто сосед, а крупный экономический, военно-политический и культурный традиционный страна-партнер, внутри которой проживает весьма значительная азербайджанская диаспора.
Ниджат Гаджиев
www.novayaepoxa.com