Российский аналитик: «Скоро в зоне карабахского конфликта могут происходить всплески напряженности»

Интервью Novayaepoxa.Com с ведущим аналитиком Агентства политических и экономических коммуникаций России Михаилом Нейжмаковым

— С приходом к власти в Армении премьер-министра Никола Пашиняна международное сообщество волнует вопрос, в каком направлении будет развиваться дальнейший внешнеполитический курс Еревана. Многие эксперты говорят о том, что за мирной апрельской революцией в Армении стоит Запад. Что формируемое Пашиняном правительство в большинстве своем состоит из прозападно настроенной молодежи. И в связи с этим представляет большой интерес ожидаемый визит Пашиняна в Москву на открытие Чемпионата мира по футболу и, соответственно, переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Какие вопросы будут обсуждаться на двусторонней встрече глав государств? Как будет развиваться дальнейшая внешняя политика Еревана?

Михаил Нейжмаков

— Собственно, по биографии политика или его старым заявлениям еще рано делать выводы о его шагах после прихода к власти. Это, конечно, не значит, что Москве будет просто с новым правительством Армении. Кстати, опыт показывает, что серьезная роль корпораций одной страны в экономике другой отнюдь не является «прививкой» от конфронтации таких государств. Но и самому премьеру Армении делать «полицейские развороты» во внешней политике сейчас сложно. Чтобы предпринимать такие рискованные шаги, нужно иметь определенный запас прочности на внутриполитическом направлении. Но именно необходимость решать внутриполитические проблемы будет поглощать заметную долю энергию и сил Пашиняна.

Вдобавок, вопрос, что именно те же западные державы готовы сейчас предложить Еревану? Пока отношения Армения-ЕС развиваются, во многом, по инерции, заданной еще в период президентства Саргсяна. Недаром в новом докладе Еврокомиссии говорилось о значительном прогрессе в этих отношениях именно с 2015 года. Обещания новому армянскому правительству со стороны Вашингтона, по крайней мере, те, что становились достоянием общественности, также пока носят весьма сдержанный характер (вспомним итоги состоявшегося в конце мая 2018 года визита в Ереван Бриджит Бринк из Госдепартамента США).

Поэтому в ближайшее время действующее правительство Армении сохранит осторожную линию в диалоге с Москвой. В ходе визита Никола Пашиняна в Россию могут, среди прочего, обсуждаться вопросы военно-технического сотрудничества. Может предварительно обсуждаться вопрос о ценах на российский газ (непосредственно переговоры анонсированы на ноябрь 2018 года, как уже отмечал министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов республики Артур Григорян). Возможно, Пашинян будет ждать от Москвы посредничества в переговорах с определенными влиятельными фигурами внутри республики.

— Кстати, в Москву на открытие мирового первенства летит и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Возможна ли в связи с этим на этой неделе трехсторонняя встреча Путин-Алиев-Пашинян в рамках урегулирования армяно-азербайджанского конфликта? Стоит ли ожидать подвижек в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта в ближайшее время, учитывая заявления армянского премьера о необходимости привлечения армянской общины Нагорного Карабаха к участию в переговорах в качестве стороны конфликта?

— В принципе, в Москве может рассматриваться возможность такой встречи. С другой стороны, обратим внимание, что в заявлении главы МИД РФ Сергея Лаврова, последовавшем после июньских переговоров с армянским коллегой Зограбом Мнацаканяном, главный упор сделан на экономические и гуманитарные аспекты сотрудничества с Ереваном, а о карабахском урегулировании было упомянуто лишь вскользь. Никол Пашинян высоко «поднял ставки», продвигая известный тезис о необходимости привлечения к переговорам в качестве полноправной стороны представителей армянской стороны в Карабахе. На этом фоне в Баку могут счесть, что лучше выдержать паузу, чем проводить встречу с Пашиняном на высшем уровне при посредничестве России сейчас. Впрочем, с точки зрения пропаганды на внешнюю аудиторию демонстрация открытости к диалогу практически всегда выглядит лучше, чем его игнорирование. Поэтому нельзя исключать, что встреча Путин-Алиев-Пашинян все-таки может состояться, хотя и в форме переговоров о переговорах. Но это не тот вариант «футбольной дипломатии», от которой стороны будут ждать сенсационных результатов.

В целом, у многих сейчас достаточно тревожные ожидания от ситуации вокруг Карабаха. Отметим хотя бы прогнозы Международной кризисной группы. Впрочем, прогнозы были бы наверняка столь же тревожными, даже если бы премьером Армении был Серж Саргсян. Прежде всего, ожидания обострений в зоне конфликта в принципе усиливаются в начале лета (вспомним прогнозы МКГ годичной давности). И эти опасения возникли не на пустом месте – летом действительно происходят очень резонансные всплески напряженности вокруг Карабаха (и, скажем, июль прошлого, 2017 года, не был исключением). Впрочем, как раз для Пашиняна обострение в зоне конфликта несло бы куда больше рисков, чем для Саргсяна. Позиции действующего премьера Армении внутри страны еще не прочны. В этих условия обострение в зоне конфликта даже менее масштабное, чем «апрельская война», может привести к слишком непредсказуемым внутриполитическим последствиям. Не говоря уже о том, что на этом фоне у противников досрочных парламентских выборов в Армении появляется дополнительный, пусть и не бесспорный аргумент – допустима ли избирательная кампания в условиях усилившихся внешних угроз?

В итоге, скорее, в зоне конфликта летом могут происходить всплески напряженности, даже достаточно резонансные, но все же, краткосрочного и локального характера. Серьезной активизации усилий международных посредников, скорее всего, традиционно стоит ожидать в конце лета – осенью. Но вот подвижек на переговорах ждать вряд ли придется даже тогда – для Пашиняна даже слухи о его готовности к уступкам на этом направлении слишком рискованны.

— Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял в понедельник участие в открытии воинской части ракетных войск, и, как следует из размещенных в органах СМИ фотографий, в арсенале азербайджанских ВС появились ракетные комплексы «Полонез». Как международное сообщество, в том числе и Ереван, будет реагировать на эту новость?

— Появление комплексов «Полонез» на вооружении азербайджанской армии, собственно, не является чем-то неожиданным. Такая возможность обсуждалась в прессе Южного Кавказа еще в 2017 году. Новые военно-технические возможности Азербайджана традиционно становятся поводом для Еревана попросить о дополнительной помощи в той же сфере у Москвы. Никол Пашинян прямо называл Россию главным партнером своей страны в сфере обороны – это не только дежурная фраза, но и напоминание, что Ереван ожидает соответствующей поддержки с российской стороны. Глава Минобороны Армении Давид Тоноян в июне 2018 года также подтверждал, что его страна ожидает новых поставок российских вооружений. Военно-технические вопросы, вероятно, будут обсуждаться на переговорах Никола Пашиняна с Владимиром Путиным в Москве, и «Полонезы» на вооружении Азербайджана для армянского премьера, наверняка, станут еще одним поводом, чтобы данную тему поднять.

Беседовал: Рустам Исрафилов

www.novayaepoxa.com

1766
virtonnews.com