Российский политолог: «Партнерство с Турцией позволяет России проводить активную политику на Средиземном море и Ближнем Востоке»

В настоящее время российско-турецкие отношения находятся в состоянии неустойчивого равновесия, таким мнением поделился с Novayaepoxa.Com российский политолог Алексей Фененко, комментируя российско-турецкие отношения.

«На сегодня стороны внешне нормализовали отношения и восстановили диалог, что само по себе большой шаг вперед. Но на уровень партнерства, какой был до весны 2015 года (когда началось нарастание напряженности между Москвой и Анкарой), стороны пока не вышли. И это тревожный симптом. Механизмов, гарантирующих, что в российско-турецких отношениях не произойдет новый обвал, нет. Такая ситуация тем более странная, что у России и Турции нет объективных причин для конфликта. Скорее, наоборот: обе страны нужны друг другу», — отметил политолог.

По его словам, для Турции партнерство с Россией — это наличие большого рынка сбыта для легкой промышленности, быстрое развитие туризма, подъем возможности стать центром транзита энергоносителей.

«Кроме того, ЕС недвусмысленно дал понять, что не ждет Турцию ни в каком формате. США явно делают ставку не на Анкару, а на проект «Курдистан» и военное партнерство с Болгарией. Турция практически окружена недружественными странами (Болгария, Греция, Кипр, Сирия, Ирак, Иран, Армения). Три из них (Армения, Болгария, Греция) имеют к ней территориальные претензии и охотно воспользуются любой дестабилизацией в Турции. В такой ситуации партнерство с Россией было бы почти идеальным контрбалансом для Турции.

А для России партнерство с Турцией — это сохранение относительного выгодного режима Черноморских проливов, возможность создать альтернативный маршрут транзита энергоносителей в страны Южной, а возможно и Центральной Европы. Партнерство с Турцией также позволяет России проводить активную политику на Средиземном море и Ближнем Востоке», — подчеркнул он.

По мнению Фененко, конфликт с Турцией, напротив, стратегически «закупоривает» Россию в Черном море, как это было на протяжении всего XIX века.

«Такой вариант был бы очень выгоден США и Великобритании. Поэтому обе эти страны будут максимально работать на разжигание российско-турецкого конфликта. На сегодняшний день для США самая болевая точка — это формирование «Астанинского формата» Россия — Иран — Турция. Начиная с мая он пытается на практике установить формат перемирия в Сирии (успешно или не очень успешно — другой вопрос).

Для США это удар по единству НАТО и укрепление дочернего формата от ШОС. Поэтому администрация Д. Трампа не хочет всемерно размыть его. В обозримом будущем Вашингтон будет играть против российско-турецкого сближения по четырем направлениям:

1) провоцирование конфликтов в Сирии;
2) использование напряженности в армяно-турецких отношениях;
3) предложения России к стратегическому партнерству со стороны противников Турции — Кипра и / или Греции;
4) инициирование дискуссий по вопросу о статусе крымских татар.

Сумеют ли Россия и Турция не допустить нового конфликта — большой вопрос», — резюмировал он.

Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

966