Роман Федчук: «Меня приятно удивили юные азербайджанские музыканты» - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха с известным украинским скрипачом, проживающим в Чехии, лауреатом международных конкурсов, профессором Пльзеньской государственной консерватории (Чехия) Романом Федчуком.

Роман Николаевич Федчук приехал в Баку, чтобы выступить в качестве члена жюри III-го Международного конкурса молодых исполнителей классической музыки и фольклора «World Harmony» («Мир гармонии»), который проходил в Баку с 17 по 24 февраля при совместной организации Союза грузинского фольклора и классической музыки «Гармония» и проекта «Gənclərə dəstək» (Поддержка молодежи) Азербайджанской государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева, а также при поддержке Министерства культуры Азербайджана.

В рамках конкурса в Зале камерной и органной музыки Государственной академической филармонии имени М. Магомаева Роман Федчук провел мастер-классы. К тому же, украинскому скрипачу удалось выступить в Баку, разделив сцену с известными азербайджанскими музыкантами — Народным артистом АР, директором Азгосфилармонии, художественным руководителем и автором идеи проекта «Gənclərə dəstək», профессором Мурадом Адыгезалзаде и заслуженным деятелем искусств, дирижером Эльшадом Багировым. Роман Федчук с удовольствием ответил на все наши вопросы. Представляем вашему вниманию нашу беседу.

— Роман Николаевич, расскажите про Ваш творческий тандем с Мурадом Адыгезалзаде и Эльшадом Багировым, как шла подготовка к концерту?

— Это прекрасные музыканты, работа с которыми доставила мне большое удовольствие. Они мастера своего дела, поэтому с ними интересно и легко сотрудничать. У нас была всего одна репетиция, которая позволила достичь моментального взаимопонимания, поэтому всё прошло гладко. В тот вечер очень хорошо звучал Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под руководством маэстро, опытного дирижера Эльшада Багирова.

Если говорить о программе концерта, то она достаточно сложная. Например, мы исполняли «Концерт для скрипки с оркестром ми минор» Мендельсона, который считается достаточно непростым произведением и каверзным для оркестра, но, судя по реакции бакинских зрителей, все потрясающе справились с поставленной задачей, как музыканты, так и оркестранты. Сама музыка просто фантастическая и я думаю, что зрители получили удовольствие от нашей игры.

— Как прошли мастер-классы? Что можете казать по поводу азербайджанских скрипачей?

— Мастер-классы прошли на очень хорошем уровне. Азербайджанские ребята, которых мне удалось послушать, очень талантливые и способные. Сегодня в Европе доминируют музыканты из Азии, представители Китая, Японии и Кореи. Для европейской культуры — это довольно большая проблема. Азиаты быстро схватывают и учатся, а их усидчивости можно только позавидовать. Сегодня у них очень хорошая школа по сравнению с тем, что было раньше. С ними сложно конкурировать. Несмотря на то, что в мире много талантов, но усердие, усидчивость и работоспособность плюс поддержка со стороны государства, обеспечение музыкантов с помощью специальных фондов хорошими профессиональными инструментами превращает азиатов в сильных конкурентов на конкурсах, с которыми сложно конкурировать. У азиатов это проверенный слаженный механизм. Ежегодно, будучи членом жюри европейских конкурсов скрипачей, я реально оцениваю сложившуюся картину. К сожалению, европейцам приходится не сладко, которые, будучи талантливыми, порой играют не на лучших инструментах, что негативно сказывается на конечном результате. Поэтому меня приятно удивили азербайджанские ребята, среди которых много талантливых перспективных скрипачей, которые, если продолжат упорно заниматься и развиваться, смогут добиться определенных успехов.

В 90-ых годах прошлого столетия, когда я оканчивал знаменитую Московскую консерваторию, то я помню ее уровень, насколько высок он был в те годы. Сегодня у ребят, приезжающих из России, вынужден констатировать, что уровень заметно упал. Поэтому, работая с азербайджанскими ребятами, меня приятно удивило, что у вас в стране есть одаренные музыканты и учителя-энтузиасты, которые вкладывают душу в своих учеников и готовят молодые кадры, что очень важно.

— Говоря о молодых талантливых азербайджанских конкурсантах, в частности скрипачах, хочется отметить, что в Пльзеньской государственной консерватории (Чехии) под Вашим началом учится наша соотечественница Джанель Наджафли. Что Вы можете сказать о нашей юной скрипачке?

— У меня учатся две студентки из Азербайджана. Одна – альтистка, поступившая в Пражскую академию; другая – скрипачка Джанель учится в моем классе на первом курсе. На минувшем концерте в Баку мы вместе с ней разделили сцену, сыграв пьесу для двух скрипок Пабло Сарасате «Наварра». Девочка очень перспективная, она пару лет назад получила премию на конкурсе скрипачей в Бельгии в своей возрастной категории. Она очень быстро учится, схватывает и делает успехи. Надеюсь, ее карьера пойдет только по нарастающей, и она продолжит дальше развиваться.

Конечно, выступая на минувшем концерте Джанель немного нервничала и это нормально. Я пытался подбодрить ее, чтобы снять напряжение, ведь для музыканта играть вместе с учителем и почетно, и отвечено одновременно. Не буду отрицать, что подобные выступления имеют мотивирующую особенность для молодых музыкантов, ведь мы все были когда-то молодыми и сами проходили через подобные моменты, когда помощь и поддержка педагогов играла важную роль, ведь в таком возрасте идет становление музыканта и продолжается процесс его формирования, как личности.

— Роман Николаевич, что Вы можете сказать о III-м Международном конкурсе молодых исполнителей классической музыки и фольклора «World Harmony» («Мир гармонии»)?

— Это очень интересный конкурс, в котором приняло участие много талантливых ребят. Я впечатлен способностями и уровнем конкурсантов. Конкурс проводился по следующим номинациям: соло-фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты; вокал – академический, национальный, эстрадный; инструментальные ансамбли (классические и народные), вокальные ансамбли (академические, народные). Цель и задача конкурса — пропаганда классической музыки и популяризация фольклора, выявление и поддержка особо одаренных детей и их тесное сближение, повышение исполнительского мастерства детских творческих коллективов. Участников конкурса оценивало компетентное жюри, в составе специалистов из Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Чехии, России и Турции.

Конкурсанты показали очень хороший уровень, и я надеюсь, что в будущем число участников будет увеличиваться, а география расширяться, что несомненно поможет выявлять новые таланты и способствовать их развитию.

Завершающей частью конкурса стал большой концерт, прошедший в Азгосфилармонии.

— Есть ли у Вас в репертуаре произведения азербайджанских авторов?

— Мне пока не доводилось исполнять сочинения азербайджанских композиторов, но, думаю, это поправимо, так как сейчас много современной музыки, в том числе турецких авторов. У меня есть друг, турецкий композитор, проживающий в Стамбуле, с которым мы записал концерт. Надеюсь, что и с азербайджанскими композиторами в будущем мы тоже обязательно найдем контакт и начнем сотрудничать. Я открыт к современной музыке.

— Ваши впечатления о Баку, как Вам наш город?

— К сожалению, я впервые побывал в Баку. Город меня впечатлил своей красотой. Музыкальные сооружения, в которых мне удалось побывать, выступать и проводить мастер-классы (Зал камерной и органной музыки, Азербайджанская государственная академическая филармония имени Муслима Магомаева и др.), впечатлили меня своей акустикой. В этих залах легко и приятно играется.

— Роман Николаевич, большое Вам спасибо за интересную беседу. Желаем Вам удачи, успехов и всегда рады видеть в Баку.

— Благодарю!

Фото: Кямран Багиров 

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1926
virtonnews.com