«Риголетто» Джузеппе Верди в неожиданном ракурсе
Опера Джузеппе Верди «Риголетто» впервые прозвучит на сцене «Астана Опера» — премьерные спектакли в постановке Арно Бернара и под управлением заслуженного деятеля Казахстана, лауреата Государственной премии РК, главного дирижера «Астана Опера» Алана Бурибаева пройдут 3, 4 и 5 октября, сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе театра.
Жанр «Риголетто» часто называют «страшной сказкой», сочетающий триллер и хоррор с бурлящей музыкой. Дж.Верди сумел превратить драму Виктора Гюго «Король забавляется» в напряженное музыкальное действие. Жизнь придворного шута Риголетто рушится после того, как Герцог Мантуанский соблазняет его дочь Джильду. Пытаясь отомстить, Риголетто сам становится виновником ее гибели.
Режиссер спектакля Арно Бернар предлагает любопытную трактовку: он делает центром драмы не Риголетто, а Герцога. В его видении властитель Мантуи – человек эпохи Возрождения, культурный, любознательный, вечно стремящийся к новому. Такой взгляд позволяет услышать в привычной истории не только трагедию семьи шута, но и портрет времени, когда человек и его страсти стали главным предметом познания.
«Риголетто» – первая опера, которую я открыл для себя в юности, первая опера, которую я услышал в записи. Поэтому это важное произведение в моем творчестве. Я поставил ее гораздо позже. Смерть Джильды, несомненно, один из самых сильных моментов в лирическом искусстве. Для Астаны я задумал относительно классическую постановку по той простой причине, что это произведение исполняется здесь, в этом театре, впервые. Зачем делать переложение для произведения, которое одновременно гениально и до сих пор неизвестно широкой публике? Я буду настаивать на уже изложенной точке зрения: герцог – человек науки, живущий в произведениях искусства, цельная личность. Мне хотелось создать одновременно грандиозную и клаустрофобную постановку в стиле итальянского Возрождения. Богатый дворец герцога Мантуанского будет показан скорее со стороны мастерской герцога, места, где он находит убежище, спасаясь от мирской суеты и поверхностности мира, который он ненавидит, и где он живет своей повседневной жизнью. В последнем акте важно передать смиренность места, присутствие болот, воды, грязи, почувствовать его изолированность. Джильда умирает в отвратительном месте. Буря, с ее очевидным символизмом, должна быть очень впечатляющей; она – кульминация произведения», — пояснил режиссер-постановщик.
Над воплощением постановки работают знаменитые деятели культуры. Музыкальное руководство взял на себя дирижер-постановщик Алан Бурибаев. Его работа обещает раскрыть все оттенки вердиевской партитуры – от монументальных арий до мощных хоровых сцен, подготовленных хормейстером — заслуженным деятелем Казахстана Ержаном Даутовым.
Визуальную концепцию создают художник по декорациям Риккардо Масирони, художник по костюмам Анна Верде, художник по свету Якопо Пантани и мастер по видеопроекциям Серджио Металли. Их совместный труд соединяет красоту эпохи Ренессанса с современными сценическими средствами.
«Через костюмы в «Риголетто» ясно прослеживается противопоставление двух миров – роскошного дворца Герцога и трагической реальности Риголетто. В начале спектакля шут появляется в эксцентричном наряде, а костюм вельможи подчеркивает власть, силу и высокомерие. Постепенно образ Риголетто раскрывается через его одежду: костюмы отражают не только социальное положение, но и психологический портрет героя. По мере развития действия их цветовая гамма становится все более закрытой и мрачной. В процессе работы мне пришлось глубоко погрузиться в атмосферу Ренессанса: искать источники, изучать детали. Конечно, это не точная реконструкция исторического костюма, а стилизация, но главная задача заключалась в сохранении формы. Меня особенно вдохновляло, как изящно сидит корсет на женской фигуре того времени, или как выразительно выглядели короткие надутые брюки – детали, которые сегодня кажутся необычными. Важно учитывать и различие в телосложении людей той эпохи и современных артистов, поэтому приходилось адаптировать костюмы к современному телу. Здесь незаменимой стала работа мастериц пошивочного цеха: они блестяще справились с каждой поставленной задачей, — рассказывает Анна Верде.
В постановке задействованы хор, миманс и оркестр театра «Астана Опера», а за точность и слаженность сценической машины отвечает целая команда ассистентов и технических специалистов. Именно они обеспечивают то, что зритель видит на сцене цельный, живой спектакль.
Напомним, что это произведение, впервые представленное публике 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче, давно завоевало место в десятке самых популярных опер мира. Она была неоднократно экранизирована, в том числе в 1983 году в роли Герцога Мантуанского выступил Лучано Паваротти.