Убийство 25 мая 2020 афроамериканца Джорджа Флойда (англ. George Floyd) полицейским из Миннеаполиса Дереком Шовиным не только в США, а так же в Канаде и Великобритании вызвало бурные протесты и манифестации под лозунгом «Black Lives Matter» (смысловой перевод – Жизнь чернокожих имеет значение). Манифестации и протесты продолжаются по сей день, и не только в США, но и в Великобритании, Франции, Японии.
Любые протесты, финансовые кризисы, социальные недовольства и пр. это неотъемлемые составляющие жизни современной, динамической страны первой экономики мира – США. Во многих странах это интерпретируется как оправдание собственной отсталости, отсутствия демократических свобод и даже деспотизма властей. Массовые протесты в США проходят не впервые. Протесты были разные, как по масштабу, так и по идеологии, но их интерпретация в определенных странах всегда одна и та же — США скоро развалятся, а мы останемся, ведь мы, в отличие от США, уже с 1 июля 2020 планируем прописать в Конституции нормы, определяющие государствообразующий народ и все другие народы, а еще Бога за бороду пытаемся поймать в новой редакции конституции.
Как бы не кричали «США скоро развалятся», история показывает нам, что протесты гражданского общества — это движущая сила государства и в государстве, основанном на принципах демократических свободах все ветви власти демонстрируют саморегулирующуюся деятельность по запросам общества. В сентябре 2011 года в США начались массовые акции протеста против социального неравенства и финансовых махинаций под лозунгом Occupy Wall Street, (сокращенно – OWS).
Те же издания в тех же странах в 2011-м году писали о скором развале США, даже пытались это связывать с избиранием Барака Обамы – первого Президента США, этнического афроамериканца. В итоге, тогда не только в США, но и во многих других странах начали менять законодательство в области регулированная деятельности финансовых институтов, банков, началась действенная борьба с уходом транснациональных компаний от налогообложения. Удивлю многих, если скажу, одну из главных идей OWS — запрет на операции с ценными бумагами для банков, реализовал Китай (в США законопроект не набрал нужное число голосов в Конгрессе), и сегодня китайская банковская система одна из самых надежных в мире.
Сегодняшние протесты, проходящие в США, скорее всего, сильно отразятся на законах о полиции, существующих в каждом штате. Возможно, будет принято несколько нормативных актов на федеральном уровне. На федеральном уровне основную работу придется выполнить Министерству Юстиции США – оно же Генеральная прокуратура США.
Что же касается самих протестов – это одно из фундаментальных основ демократии, а не признак слабости власти. Принципы американской демократии основываются на принципе суверенности народа вплоть до восстания, уходящие корнями в конец XVII века.
Джон Локк (1632-1704)– английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, основатель теории общественного договора между обществом и государством, в своем труде «Два трактата о государственном правлении» выдвигает идею суверенитета народа и обосновывает, что суверенитет народа выше суверенитета, созданного им государства, и провозглашает право народа на восстание против деспотизма и тирании.
Именно идеи конституционного права Джона Локка легли в основу начала США, и юридическое воплощение этих идей мы видим в Декларации о независимости США, составленной Томасом Джефферсоном: «…когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности….».
В США власть уважает право народа на протесты и манифестации, даже в случаях, когда имеются спорные составляющие в действиях и требованиях общественности. Власть в США приучена уступать общественности, ибо принцип верховенства суверенитета народа над суверенитетом избранной им же власти действует всегда или почти всегда. Вне всяких сомнений, когда в манифестациях участвуют сотни тысяч людей, всегда есть место как героям, так и маргиналам, разбивающим витрины. Герои и маргиналы есть и в числе полицейских. В Атланте начальник полиции Эрика Шилдс ушла в отставку после того, как полицейский выстрелил в убегающего человека, выхватившего электрошокер у патрульного. Это произошло 14.06.2020г.
Начальник полиции Эрика Шилдс могла бы поступить иначе, например, нанять певцов, чтобы те спели третьесортные песни в поддержку опозорившей себя полиции. Однако, выбрала другой путь — взять ответственность на себя и уйти, чтобы отгородить весь полицейский департамент Атланты от полной потери уважения в обществе.
Мужество отдельных граждан США не заканчивается примером Эрики Шилдс.
На прошлой неделе Microsoft, Amazon, IBM из уст своих первых лиц сделали заявления, что не будут сотрудничать с полицией в передаче технологии распознавания лиц до принятия мер, исключающих дискриминацию со стороны полиции. Глава Apple, Тим Кук, объявил о выделении 100 миллионов долларов на борьбу с расовым неравенством.
Вывод о том, что манифестации и протесты против неадекватного применения силы полицией, в конце концов, сделают США еще сильнее основывается не на поступке Эрики Шилдс или Тима Кука, а на истории обеспечения прав и равенства граждан в США. Как виртуозно обеспечивается равенство граждан лучше всего объясняется на примере дела, рассмотренного Верховным судом США 8 марта 1971 г., который сформулировал данный принцип в деле «Григгс против Дьюк Пауэр Компани» (Griggs v. Duke Power Co., 401 U.S.424 1971). Компания Duke Power Co. до принятия Акта о гражданских правах 1964 – Civil Rights Act (CRA 1964) открыто проводила политику исключения чернокожих кандидатов при приеме на работу. После принятия этого федерального закона она уже не могла это делать из-за угрозы возможного уголовного преследования.
Политика Duke Power Co. Вместо открытой дискриминации была заменена на требование, чтобы кандидаты обладали дипломом об окончании средней школы или проходили тест на проверку грамотности. Должность, о которой идет речь, подразумевала, главным образом, неквалифицированный труд и требуемая квалификация не была необходима для выполнения работы. Однако, в результате применения данных требований к квалификации, чернокожие кандидаты ставились в невыгодное положение по сравнению с белыми. Причиной этому было продолжающееся влияние дискриминации в образовательной системе в отношении чернокожих учеников, в результате которой несоразмерное их количество не сдало экзамены на получение диплома о среднем образовании или не достигло уровня грамотности, необходимого для прохождения требуемого теста. Верховный суд США признал действия Duke Power Co. противозаконными. Поскольку дискриминация была косвенной, а не прямой, Верховному Суду США пришлось виртуозно разрешить это дело. Судя Уоррен Бергер в своем решении написал: Тесты, как критерий вакансии или продвижения по службе, не могут обеспечить равенство возможностей в том смысле, как предложение молока аисту и лисицы из сосуда одной формы. Законы требуют, чтобы, как в басне, сосуд , в котором молоко протянули одним, должен быть приемлем для всех. Закон запрещает не только открытую дискриминацию, но и косвенную практику отбора, которая справедлива в форме, но дискриминационна в эксплуатации.
Хотя в современных коррупционных условиях определенных стран директор Duke Power Co. отправил бы своих неграмотных родственников в какую-нибудь страну, где они пару раз сходили бы на лекции и, не понимая даже профиль университета, получили сертификат слушателя. Всё это выдавалась бы за диплом иностранного престижного университета и обеспечило бы трудоустройство в какой-нибудь Duke Power Trade в Швейцарии. И пусть попробуют доказать дискриминацию выпускники настоящих ВУЗов, например, в Верховном Суде Азербайджана.
Практика неадекватного применения силы полицией в США исходит от доступности огнестрельного оружия практически всем. А право на оружие предоставлено Второй поправкой (1791 год) к Конституции США. Поправка четырнадцатая (по моему убеждению, одна их трех самых блестящих поправок) запрещает какому-либо штату принимать законы, умаляющие права и свободы граждан. Если начать процедуру изменения к Конституции – это только с одобрения не менее 38 штатов и иногда на это уходит несколько десятилетий.
При этом, общественное давление и демократические устои США, как и в деле Griggs v. Duke Power Co., заставит власти США виртуозно разрешить ситуацию. Мне думается, что в обозримом будущем должности начальников полиции городов будут избираемыми, как прокуроры. А на федеральном уровне – стимулирование демократических преобразований в полиции, примером этого служит Указ Президента США от 16.06.2020 г. Не зря в преамбуле Конституции США установление правосудия ставится как цель создания США.
Автандил Мамедов, эксперт по энергетике и военно-техническим вопросам
www.novayaepoxa.com