Путин, послевоенная Сирия и коридор для Хезболлы: что ожидает Израиль?

Недалеко от захудалой и каменистой территории, удерживаемой Израилем, проходит патрульная дорога и пограничное ограждение. До границы Израиля с Сирией от данного пункта совсем близко, а буквально через пару километров за другим хребтом проходит граница с Иорданией.

Это линия фронта Израиля с Сирией. Сирийская армия была вытеснена с Голанских высот, когда израильские силы в 1967-ом году захватили данную высоту в результате войны на Ближнем Востоке. Затем в 1981-ом году был принят закон, согласно которому Израиль фактически аннексировал эту важнейшую стратегическую высоту. Сейчас это сильно укрепленный район с военной и стратегической точек зрения. Затем Израиль столкнулся с сирийской армией по демаркации линий прекращения огня, под наблюдением представителей ООН. В этом случае причин для особого беспокойства практически не возникало, так как это была самая мирная граница Израиля с 1973 года, но гражданская война в Сирии и крах сирийского правительственного контроля во многих областях серьезно изменили ситуацию.

«Угроза ближе, чем когда-либо»

География здесь – это не единственное, что осложнило ситуацию, так как война в Сирии изменила и стратегическую карту. Территория, расположенная напротив южной части Голанских высот, удерживается местной силой – бригадой Ярмука, которая привержена, так называемому, исламскому государству. Однако, израильские войска считают, что ее бойцы осуществляют контроль своих позиций, но возникает одна проблема.

В настоящее время Израиль больше всего тревожит то, что происходит на его северной границе, на фоне победы сирийских правительственных сил при поддержке Ирана и союзника Тегерана, ливанской шиитской группы милиции, Хезболла.

Профессор Ашер Суссер, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований в Тель-авивском университете, резюмировал сложившуюся ситуацию в одном предложении. «Впервые изменения в Сирии приблизили Иран к границам Израиля так близко», — сказал Суссер. По словам профессора, теоретически это создает «возможность для сотрудничеств Ирана и Хезболлы не только вдоль границы между Израилем и Ливаном, но и вдоль границы между Израилем и Сирией».

Согласно Суссеру, существует «опасный потенциал для создания длинной границы, начинающейся из Средиземного моря через Ливан и Сирию, с Хизбаллой и Ираном на очень близком расстоянии с Израилем, который до сегодняшнего дня никогда не сталкивался с такой ситуацией на своей северной границе.

«Иранский коридор»

Какова истинная цель Тегерана в Сирии? По словам Эхуда Яари, корреспондента канала «Channel 2 Israel» и эксперта по арабским странам, в настоящее время стратегической целью Ирана является установление земельного коридора между Ираном и Хезболлой в Ливане для достижения средиземноморской и израильской границы.

«Этот земельный коридор будет идти из Ирана через шиитские регионы Ирака, через западную иракскую пустыню, связывая Тегеран с Асадом и Хезболлой, что в настоящее время является стратегически серьезной угрозой для Израиля», — говорит Яари.

Конечно, Иран не является единственной зарубежной страной, участвующей в боевых действиях в Сирии. Военно-воздушные силы России, наряду с истребителями Хезболлы и другими шиитскими наземными ополчениями, сыграли решающую роль в поддерживании режима президента Сирии Асада. Россия уже дважды объявила о свертывание своих военных сил, но на самом деле все действия России наглядно демонстрируют, что она стремится остаться в Сирии, а на сколько – это уже не известно.

Осложнение ситуации под воздействием России

Присутствие российских самолетов, а также радаров дальнего радиуса действия и ракет ПВО в определенной степени усложняет сложившуюся ситуацию в регионе, с которой приходится сталкиваться ВВС Израиля.

По словам Яари, российские войска несколько раз нанесли удар по конвоям, занимающимся поставками оружия от сирийцев организации Хезболла, установив «красную линию», которая отвергает передачу сложных ракетных систем в милицию шиитов. Эхуд Яари также отметил, что присутствие россиян не оказывает существенного влияния на свободу действий ВВС Израиля на юге Сирии.

«Существует понимание существования своего рода горячей линии между Израилем и Россией, когда русскоговорящий офицер ВВС Израиля и русский офицер в Сирии координируют свои действия, чтобы не столкнуться с какими-либо неудачами во время военных операций», — отмечает Яари.

По словам корреспондента-ветерана, такой расклад событий работает и это принципиально, потому что стратегические интересы россиян и Ирана сильно отличаются. Однако, Яари также подчеркивает, что Россия не сильно заинтересована в защите поставок оружия Хизбаллы или в области обеспечении безопасности к югу от Дамаска, недалеко от границы с Израилем.

Расширяющаяся угроза

Насколько велика в сложившейся ситуации эта угроза для Израиля? Ряд военных брифингов предполагает, что Хезболла и ее растущее вооружение рассматривается как, возможно, основная проблема безопасности Израиля.

Хезболла, в связи с ее профессиональной подготовкой и оборудованием, в настоящее время рассматривается в качестве полноценной армии, а не полулюбительских отрядов милиции.

«Несмотря на то, что Хезболла потеряла значительные средства во время сирийских боевых действий, шиитская милиция приобрела бесценный боевой опыт, который обладает особой важностью», — говорит бригадир Ярмука.

Хезболла хорошо закрепилась в южном Ливане, обладая огромным арсеналом ракет различного диапазона. Страх среди израильских военных экспертов вызван тем, что под иранским руководством Хезболла может попытаться создать аналогичную платформу для операций в Сирии. Как объясняет Эхуд Яари, в этом случае существует определенный прецедент.

«В настоящее время основной проблемой является то, что сирийский режим получит возможность вести переговоры с различными группировками повстанцев, сконцентрированных в южном регионе Сирии, чтобы они покинули приграничные районы. Именно это произошло в других районах Сирии, особенно в сельской местности в окрестностях Дамаска. Такой шаг мог бы открыть путь к окопам Хезболлы, иранской революционной гвардии или других шиитских ополчений, действующих на юге под эгидой Ирана.

Ключ Путин

В настоящее время это больше потенциал, а не реальная угроза.

Профессор Ашер Суссер отметил, что в долгосрочной перспективе многое зависит от того, как русские будут играть в игру региональных альянсов. «Если русские и турки находятся на одной стороне уравнения, а иранцы на другой, это может создать определенные ограничения на то, чего иранцы могут достичь в данном регионе. Именно поэтому считают, что контакты Израиля с Москвой очень важны», — говорит Суссер.

По словам Суссера, это результат отношений, которые премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху укрепил за последние несколько лет. «Г-н Путин и русские понимают стратегические потребности Израиля, принятие во внимания которых может поставить тормоз на этом ирано-сирийском проекте».

Никто не знает, когда, как и чем закончатся боевые действия в Сирии. Несколько израильских экспертов выразили надежду на заключение некоего регионального соглашения или сделки, которая сможет ограничивать свободу передвижения в Сирии боевиков, поддерживаемых Ираном.

Однако, будут соглашения или нет, проблема остается актуальной — новые действующие лица на границах Израиля представляют для страны новый и более сложный набор проблем, о решении которых нужно думать, как можно скорее.
Аналитическая служба Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

973