Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com представляет вашему вниманию очередной репортаж в рамках авторского проекта Рустама Гасымова «Путешествуем по Азербайджану».
Во время своего недавнего визита в азербайджанский город Гянджа мне удалось посмотреть многие известные достопримечательности, о которых я буду поэтапно рассказывать. На этот раз мы представляем вашему вниманию улицу и усыпальницу храброго защитника Гянджинского ханства – Джавадхана.
До того, как пройтись по улице, хотелось бы обратить ваше внимание на усыпальницу Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков. Усыпальница располагается на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи — Джавадхана. Джавадхан — последний правитель независимого Гянджинского ханства, но именно при нем оно достигло своего расцвета. Правда, с войсками Российской империи оно совладать не смогло. Когда в 1803 году в окрестности Гянджи пришла армия генерала Цицианова, Джавадхану несколько раз предлагали добровольно сдать город, но он все время отказывался. Когда войска пошли на штурм, он был среди защитников Гянджи и погиб с оружием в руках.
В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников XVII века.
Теперь отправляемся знакомиться с улицей, названной в честь Джавадхана, которая чем-то напоминает бакинскую улицу Низами. Вообще, Гянджа, особенно ее старая часть, в каком-то плане имеет что-то общее со старым Баку. Хотя в последние годы Гянджа претерпевает изменения. Облик города с годами сильно изменился.
Улица Джавадхана – одна из самых известных улиц Гянджи. Ранее она носила имя Сабира. Сегодня на улице, общая длина которой составляет 550 метров, много интересных скульптурных миниатюр и композиций, фонтанов, памятников, которые придают неповторимость и изюминку этому удивительному месту. Например, клумбы для цветов сделаны в форме большой буты, нашего национального символа, вызывающего восхищение. Вообще, бута широко представлена в Гяндже. Кто-то использует ее для интерьера и дизайна своего магазина, кто-то как украшение и т.д.
Проходя по этой улице, сразу чувствуется что-то традиционное, словно попадаешь в совершенно другую атмосферу и абстрагируешься от урбанизированного города. Здесь даже скамейки выполнены в национальном духе и по форме напоминают буту.
Улица Джавадхана не является длинным и ровным проспектом. Она словно состоит из небольших участков, которые соединяют повороты. Наибольшее внимание у меня вызвали фонтаны и скульптуры людей. Например, скульптуры музыкантов с нашимии знаменитыми азербайджанскими инструментами. Памятник состоял из трех музыкантов, каждый из которых держал в руках по одному музыкальному инструменту: гавал, тар и кяманча. С этой скульптурой фотографируется практически каждый турист, которого попутным ветром заносит на улицу Джавадхана. Перед скульптурой расположен небольшой фонтан, округлой формы.
Напротив музыкального трио расположено старинное здание постройки 1901 года в виде механизма швейной машины Зингер. По словам местных жителей, в период с 1902 по 1920-е годы в нем размещалась мастерская и магазин братьев Зингер — знаменитых немецких производителей швейных машин.
В самом конце улицы, финальной точки нашего путешествия, находятся сразу несколько скульптур. Первая, на которую я хочу обратить ваше внимание, скульптура пожилых людей: мужчины и женщины. При виде этой скульптуры, невольно вспоминаешь своих предков, дедушек и бабушек, перед глазами мелькают радостные моменты нашего детства, наполненного радостью и любовью наших родных и близких. Этот памятник словно оживляет воспоминания, словно отправляет нас далеко назад в прошлое. С одной стороны, на человека могут нахлынуть детские воспоминания. С другой – человек может мысленно перенестись в эпоху существования беков и агаларов, зажиточной прослойки азербайджанского общества, например, XVIII века. Честно говоря, памятник обладает некой энергетикой, заключенной в морщинах, покрывших лица пожилых людей, в их проникновенных взглядах и выражении лиц.
Нельзя не отметить скульптуру пожилого мужчины, по внешнему виду которого можно сразу определить, что он — представитель знатного сословия, о чем свидетельствует небольшой кинжал на поясе, который носили только беки и агалары.
На стенах домов, расположенных на улице Джавадхана, находятся таблички, говорящие о том, что тот или иной архитектурный памятник представляет собой историческое наследие.
Заканчивается улица Джавадхана фонтаном, посреди которого установлена скульптура из трех девочек, играющих на музыкальных инструментах. Скульптуры смотрятся особенно красиво на фоне водных струек, переливающихся в лучах солнца, но, к сожалению, в тот день фонтан не работал.
На этом наша прогулка по улице Джавадхана подошла к концу, но наше путешествие по Азербайджану продолжается.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com