Путешествие в древнюю Хиву: город-музей под открытым небом

Сегодня мы с вами отправимся в город, окруженный древними непреступными стенами с массивными башнями и старинными воротами, выполненными в восточном стиле, где возвышаются величественные минареты и находятся уникальные постройки.

Наш путь лежит в Хиву — город в Хорезмской области Узбекистана, административный центр Хивинского района. В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на историческом Великом Шёлковом пути. Архитектурные памятники Хивы относятся к числу уникальных ценностей мирового значения, а сам город по праву снискал статус «города-музея» под открытым небом.

Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в крепости Ичан-Кала, обнесённой мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. Это атмосферное аутентичное место, ведь внешний архитектурный облик города практически не изменился даже по прошествии времени. Примечательная особенность Ичан-Кала заключается в том, что здесь не только расположено более 120 архитектурных памятников, но и сохранилась живая заселенная часть города. Поэтому его называют городом в городе.

Внутренний город Хивы Ичан-Кала — жемчужина Хорезмского оазиса был включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 12 декабря 1990 года. В 1997 году город отметил своё 2500-летие. В 2020 году Хива была объявлена ТЮРКСОЙ «Культурной столицей Тюркского мира», а в рамках XI сессии Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) в Баку, город получил статус «Туристическая столица исламского мира» на 2024 год.

Экспозиции музея, общая площадь которого составляет 26 га, связывают историю древнего и современного Узбекистана. Здесь имеются 14 стационарных музеев, связанных с историей, этнографией, образцами прикладного искусства и ремеслами Хорезма.

В сегодняшнем материале мы расскажем про некоторые достопримечательности Ичан-Кала, которые нам удалось посетить во время обзорной экскурсии по древнему городу.

Итак, познакомившись с главными достопримечательностями Бухары, мы направились в Хиву, расположенную почти в тысячи километров от Ташкента на левом берегу Амударьи в южной части современной Хорезмской области на границе с пустыней Кызылкум. Это самый дальний город в «классическом» маршруте по Узбекистану, который выбирают иностранные туристы. Однако международный аэропорт находится в городе Ургенч (административный центр Хорезмской области), расположенном в 40 км от Хивы, откуда можно улететь домой или быстро добраться до столицы Узбекистана.

Наша экскурсия началась в девять утра по местному времени. Было достаточно прохладно по сравнению с Бухарой или Самаркандом. Столбик термометра опустился до 3-4 градусов, когда без куртки было уже не обойтись. Тем утром наше путешествие сопровождало не только серое небо, но и небольшой туман, окутавший старый город. Однако ближе к обеду погода разойдется, и мы будем продолжать исследовать Ичан-Кала, наслаждаясь лучами теплого октябрьского солнца.

Как мы уже отмечали, отличительная особенность Хивы заключается в том, что самые знаковые достопримечательности города сконцентрированы в его ядре или сердце — Государственном историко-архитектурном музее заповеднике Ичан-Кала (внутреннем городе). К слову, такая особенность города достаточно удобна для туриста, которому нет необходимости переезжать от одного исторического памятника к другому на машине, тратить силы и время, а вместо этого он последовательно знакомится с каждой достопримечательностью города, находясь в крепости. Это позволяет сэкономить время и деньги, особенно когда у вас лимит времени и даже за один полный день вы сможете посетить достаточно много интересных мест строгого города. К слову, первые фотосессии начинаются уже при входе в Ичан-Кала, где особое внимание к себе приковывают западные ворота крепости Ата Дарвоза, считающиеся основными для въезда в город, и соответственно ее высокие непреступные остроконечные стены. Сами двери очень массивные, украшенные резьбой. Длина ворот, восстановленных хивинскими мастерами-реставраторами в первоначальном виде в 1975 году, составляет 10 метров, а ширина — 4 метра.

В своё время через Хива располагалась на Великом Шёлковом пути, о чем свидетельствуют бронзовые статуи каравана верблюдов, установленных с правой стороны от основных ворот города.

Непреступные оборонительные стены Ичан-Кала

А теперь хотелось бы подробнее рассказать про оборонительные стены крепости Ичан-Кала, представляющие собой отдельную оригинальную достопримечательность. Толщина фундамента составляет 5-6 метров, высота стен – 8-10 метров, длина —  2250 метров. Через каждые 30 метров расположились круглые оборонительные башни, выступающие за пределы стен крепости.  По верху стен и башен идут зубчатые перила с узкими амбразурами для отражения атак врагов во время осады. В былые времена в системе оборонительных укреплений были рвы, наполненные водой.

С помощью специальной лестницы нам удалось подняться на стену, с которой открывается потрясающий вид на километры вокруг. Здесь два плюса. С одной стороны, можно рассмотреть исторические памятники, находящиеся на территории Ичан-Кала. С другой — насладиться панорамой города, находящейся за пределами крепостной стены. Примечательно, что до наших дней сохранились четыре арочных ворот с примыкающими к ним боковыми круглыми башнями. Например, на западе — Ата-Дарваза (Главные ворота), на севере — Багча-Дарваза (Огородные ворота), на юге — Таш-Дарваза (Каменные ворота) и на востоке — Палван-Дарваза (Богатырские ворота).

Минарет Кальта-Минор

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Ичан-Кала можно назвать минарет Кальта-Минор (короткий минарет), изображаемый практически на всей туристической и рекламной продукции, связанной с Хивой. И это, думаю, не случайно, ведь данное уникальное по своей форме и декору строение моментально приковывает к себе внимание каждого, кто входит в крепость. Исторический памятник не только впечатляет своими габаритами (29 метров в высоту, сужается к верху), но и оригинальным декором из традиционной глазурованной плитки синего, голубого и белого цветов, которая полностью покрывает его поверхность. Узоры составляют три горизонтальные полосы одинаковой ширины по центру и полосу с арабской вязью в верхней части. Величественный Кальта-Минор действительно можно назвать одним из красивейших минаретов Центральной Азии.

Существует несколько версий, почему минарет не был достроен, но большинство из них основаны на легендах, поэтому точный ответ найти не просто. Историки говорят, что это связано с гибелью Мухаммада Амин-хана, который и был инициатором строительства этого уникального минарета. Стоит только представить себе, каких бы габаритов достигло здание, если бы ему было суждено обрести конечную форум. Исходя из геометрических особенностей (диаметр основания минарета составляет 14,5 метров), его высота могла достигнуть, к примеру, 70 метров, что не может не впечатлять, хотя даже в незавершённом виде минарет поражает своим величием. Архитектурное сооружение, пожалуй, занимает лидирующую позицию по числу фотографии, сделанных на его фоне. Тем более, что рядом с ним находится интересная скульптура двух аксакалов, которые пьют чай и устремили свои взгляды в небеса. Возможно, хотят увидеть верхушку минарета.

Примечательно, что рядом с минаретом Кальта-Минар находится Медресе Мухаммада Амин-хана, вместе с которым они образуют архитектурный комплекс. Строительство двух объектов шло параллельно. Медресе получилось достаточно большим, одна из особенности которого заключается в сдвоенности келий (худжр), число которых составляет 130 единиц, в которых согласно историческим документам, одновременно проживало и получало образование 260 студентов.

Пятничная мечеть Джума с древними колоннами

Путешествуя по миру, знакомясь с архитектурой разных стран, включая религиозные сооружения — храмы, мавзолеи, усыпальницы, соборы, базилики, и, конечно, мечети, которых мне довелось увидеть от самых старинных до самых современных, пятничная мечеть Хивы меня действительно впечатлила и поразила своей уникальностью, возможно, своей неординарностью и оригинальным дизайном, ведь мечети такого рода мне видеть ранее не доводилось. По своему убранству и планировке она совершенно не похожа на традиционные формы храмов, принятых в исламском зодчестве. Здесь нет ни куполов, ни порталов, ни купольных перекрытий, ни галерей, ни арок, ни внутреннего двора. Одноэтажное здание имеет квадратную форму с минаретом, высотой 33 метра. Свет проникает внутрь через отверстие в кровле в центральной части здания. Главную художественную ценность этого храма составляют деревянные колонны, отличающиеся удивительной стойкостью, установленные в разные эпохи, начиная с Х века. Большой зал мечети имеет плоскую кровлю, опирающуюся на 213 деревянных резных колонн. Каждая из них уникальна. Они различны по размерам, форме и отделке. Украшены богатой орнаментальной филигранной резьбой. Узоры и орнаменты не повторяются. В качестве материала для колонн используется карагач, отличающийся своей стойкостью, а также другие ценные породы дерева. Сегодня за состоянием колонн пристально следят. Некоторые при необходимости отправляются на реставрацию, что позволяет продлить им жизнь.

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Другой достопримечательностью Ичан-Кала, обязательной для посещения, можно назвать Мавзолей Пахлаван Махмуда, воздвигнутого в честь почитаемого в Хорезме философа, поэта и богатыря, жившего в XIII–XIV веках, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города. Будучи выходцем из семьи ремесленников, он прославился своими подвигами и стал почитаем среди обычных людей. Стоит отметить, что умер богатырь в 1326 году, а величественный мавзолей на его могиле был воздвигнут много веков спустя Мухаммад Рахим-ханом I. Предание гласит, что Махмуд был похоронен в своей мастерской в Хиве. Это место превратилось в поклонение. Здесь же стали хоронить знатных правителей. И сегодня мавзолей является местом паломничества для местных жителей, особенно для молодоженов, посещающих могилу Пахлаван Махмуда и произносящих молитву за благополучие своей семьи. Согласно поверью, вода из колодца во дворе считается святой, оказывающей омолаживающее действие.

Здание мавзолея состоит из нескольких комнат. Самая большая – центральный зал, покрытый огромным бирюзовым куполом, хорошо просматриваемым из разных частей города. Это единственный такой купол в Хиве. Все три зала прекрасно оформлены майоликой с изображением растительных и геометрических узоров, присутствуют также арабские выписки. Сегодня в архитектурный ансамбль (мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда) помимо мавзолея входит медресе, небольшая мечеть, ханака, усыпальница Исфандияр-хана и общежитие.

Ансамбль Пахлаван-Махмуда считается одним из лучших творений местных архитекторов.

Дворец Куня-Арк

Мы продолжаем наше знакомство с историческими памятниками города. Следующий объект нашего изучения – это Куня-Арк — древняя крепость Хивы, один из ханских дворцов в Ичан-Кала. По строению и структуре он напоминает крепость внутри крепости, площадью более 1 га, куда можно войти лишь с одной стороны с восточных его ворот, к которым примыкают две сторожевые башни. Внутренняя часть крепости разделена на разные зоны, каждая из которых выполняет свою функцию. Наш гид, молодая девушка, отметила, что термин «Куня-Арк» вошёл в употребление после строительства в 1832–38 годах в городе ещё одного такого дворца Таш-хаули.

Примечательно, что в цитадели Арк находились резиденция хана — дворец Мухаммад-Рахим-хана, отличающийся богатым декором внутреннего убранства, мечеть, верховный двор, зал приемов (курынышхана), монетный двор, гарем, арсенал и конюшня. Сегодня на его территории сохранилось лишь несколько зданий, касающихся XIX века.

В курынышхане особо отличается 2-х колонный высокий и монументальный айван, в котором проводились официальные приёмы, решались государственные дела. Отсюда располагается вход в тронный зал. Ханский трон стоял в глубине длинного зала в арочной нише. Посередине двора курынышханы находится кирпичное возвышение, которое предназначалось для водружения шатра (юрты) к приёму знатных гостей. В этой части дворца особенно многолюдно, ведь туристические группы обязательно устраивают здесь фотосессии, чтобы запечатлеть эту красоту и великолепие.

Башня Ак Шейх Бобо — самое высокое здание в крепости, встроенное с западной стороны прямо в городскую стену. Поднявшись по ступенькам на вершину башни, мы насладились потрясающей городской панорамой Хивы, от которой захватывает дух, а снимки получаются наиболее объемными и колоритными.

Дворец Таш-Хаули

Продвигаясь дальше, наша группа подошла к очередному ансамблю зданий, среди которых особое место занимает дворец хивинских ханов Таш-Хаули («Каменный двор»), находящийся в восточной части исторического центра Хивы, построенный в 1838 по приказу правителя Аллакули-хана. В первую очередь обращают на себя внимание архитектура и декоративное убранство дворца. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши. Всё аутентично, ярко, красиво.

Снаружи здание, окруженное высокими стенами с крепостными воротами и башнями, напоминает крепость. Однако, внутри оно богато украшено и следует традиционной хорезмской архитектуре с внутренними двориками и айванами (сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны).

Рассказывая о строении дворца, гид отметила, что комплекс состоит из нескольких частей: в одной половине располагались ханские жилые помещения и гарем, в другой — два отдельных двора. Личных гостей хана принимали в Ишрат Хаули, в центре которого находится круглое возвышение, на котором размещалась ханская юрта, в основном используемая для гостей-кочевников. Во втором дворе, называемым Арз Хаули, проводились судебные слушания, принимали и разбирали жалобы, прошения и т.д.

Конечно, декорирование здания сразу бросается в глаза — весь дворец богато украшен. Это разнообразная резьба, керамическая плитка и потолочные росписи. Для майолики используются преимущественно сине-зеленые тона. Мотивы в основном — растительные или геометрические узоры.

Гарем же отделен от остальной части здания коридором. Вокруг двора расположены покои хана, комнаты четырех официальных жен и наложниц. В этом дворе также имеется место для юрты и колодца. Гарем богато украшен: и если майолика традиционно сине-зеленая, то потолки декорированы в коричнево-красные цвета.

Комплекс Ислам-Ходжи

Далее мы ознакомились с комплексом Ислама Ходжи, куда входит самый высокий минарет Хивы и медресе. Эти сооружения являются одними из самых узнаваемых строений Ичан-Кала, хотя комплекс был возведен только в 1908-1910 годах и по приказу Ислама Ходжи — главного визиря Хивинского ханства при Мухаммаде Рахим-хане II (1864-1910).

Основание минарета Ислам-Ходжи из жженного кирпича составляет 9,5 метров в диаметре, который по традиции сужается к верху. Поверхность здания украшают яркие вставки из голубой, белой и бирюзовой майолики — уникальных узоров в виде горизонтальных полос, которые облагораживают кирпичную кладку башни. Верхняя часть минарета украшена решетками из ганча, карнизом и небольшим куполом, под которым находится помещение для муэдзина. На высоте 45 метров находится смотровая площадка, с нее как на ладони видны все достопримечательности Хивы. Подняться на нее можно по винтовой лестнице из жженого кирпича. Медресе и минарет декорированы в едином стиле.

Ощутить грандиозность этого сооружения можно, находясь рядом и посмотрев на него снизу-вверх. В Хиве трудно заблудиться, ведь минарет Ислама Ходжи виден с любой точки города.

Развлечения для туристов

Государственный музей-заповедник Ичан-Кала —  это не только туристический район, но и место, где и сегодня проживают местные жители. В настоящее время, учитывая развитие туризма в Узбекистане и толпы иностранных путешественников, которых мы видели своими глазами за время нашего инфотура, часть горожан переделывает свои дома в гестхаусы и сдает туристам, тем самым открывая семейный бизнес.

Перед крепостными стенами цитадели Куня-Арк находится площадь, где в свое время проводили войсковые учения и парады. Сегодня же здесь снуют любопытные туристы, которые с большим интересом наблюдают за процессом выпекания свежего хлеба в специально установленных печах — тандырах. Туристические группы, которых приводят сюда местные гиды, не только наслаждаются кулинарным «шоу», снимая происходящее на камеры своих телефонов, но и тут же лакомятся свежеиспеченным хлебом. Было приятно видеть, как в этом нелегком кропотливом деле бабушке, выпекающей хлеб, помогают ее внуки.

Здесь же за определенную плату можно оседлать верблюда, и, прокатившись на нем, ощутить себя средневековым купцом, следующим по бесконечным дорогам Великого Шелкового пути, и напоследок сделать фотографию на фоне панорамы старого города.

Декоративно-прикладное искусство и ремесла

Прогуливаясь по улочкам Ичан-Кала, я невольно поймал себя на мысли, что одновременно нахожусь на выставке-ярмарке декоративно-прикладного искусства. И действительно, чего здесь только нет, широкий выбор сувениров (керамические и деревянные изделия, сумки, магниты и др.), и предметы одежды на любой вкус и размер кошелька.

Конечно, особое внимание приковывают деревянные изделия. Примечательно, что искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центральноазиатского художественного наследия, имеющее глубокие корни. Хива и сегодня – один из древнейших центров искусства резьбы по дереву, где каждая школа имеет свое направление и свой неповторимый стиль.

Хивинские резчики по дереву издревле славились своим мастерством. Они занимались отделкой дверей, ворот, мебели и колонн. В качестве материала используется древесина карагача, вяза, ореха и других местных деревьев. Для консервирования поверхностей изделия используется масло: хлопковое или льняное.

К данному виду ремесла детей начинают приучать рано. Примерно к 14-ти годам они уже вполне овладевают профессией. Хивинские ремесленники пытаются сохранить старые традиции и передать их молодому поколению, особенно использование растительного орнамента резьбы по дереву, которая в Хиве является непоколебимой традицией.

Хотелось бы отметить раздвижную деревянную подставку для книг «лавх» (лаух) – одно из самых оригинальных изделий, созданных узбекскими резчиками по дереву. Вы только можете себе представить, что эта достаточно сложная конструкция изготавливается из цельного куска дерева, без использования гвоздей, клея или шарниров. Не каждый мастер способен сделать лавх, ведь его изготовление – это высший пилотаж в искусстве резчика, что требует наличия особого склада ума и виртуозного владения инструментом. Дело в том, что в основе конструкции лавха лежит математический расчет, идеальная точность линий, изгибов и углов. Малейшая неточность движения резца может погубить всю конструкцию.

Опытные мастера могут изготовить лаух с большим числом уровней. На такой подставке кроме книг можно разместить планшет, телефон, карандаши, блокноты и другие принадлежности для чтения и письма. Непросвещенному человеку достаточно непросто даже разложить или собрать такую конструкцию, поэтому, когда продавец показывал, как лавх меняет положение в зависимости от желания человека и переносится на новый уровень, удивлению туристов не было предела.

Здесь же посетителям представлены лавки с деревянными разделочными досками, рамками для фотографий, украшенные резьбой, деревянными резными тростями и многим другим.

Неспешно прогуливаясь по городу, я убедился, что архитектурные памятники Ичан-Кала – минареты и мавзолеи, мечети и медресе, ханские дворцы и жилые дома, караван-сараи и бани органично связаны между собой. Город-крепость представляет собой целостный архитектурный комплекс, в памятниках которого отразились древние строительные традиции. Минареты Хивы, считающиеся одним из ярких достижений средневекового зодчества, занимают свое место в великолепной панораме города.

Одним словом, если вы любитель истории, то Хива с её жемчужиной Ичан-Кала — будет для вас любовью с первого взгляда.

Рустам Гасымов
редактор Информационно-аналитической онлайн газеты «Новая Эпоха», Баку, Азербайджан

www.novayaepoxa.com

1873
virtonnews.com