Провинции Казахстана опустошаются: как остановить этот процесс?

С каждым годом сельских жителей в стране становится меньше и меньше, а всевозможные госпрограммы в этом направлении оказываются неэффективными.

Сельское население в Казахстане убывает в основном в северных регионах, и этот процесс не остановить.

Причиной, по мнению социолога Тимура Айсаутова, служит в том числе и миграция в Россию. Причем, уезжая в соседнюю страну, казахстанцы в качестве дальнейшего места жительства выбирают преимущественно города. Ведь села и в России находятся в упадке.

«Демографический кризис сегодня присутствует в северных областях Казахстана. За последние 20-25 лет с карты исчезли несколько сотен сел. Даже если взять, к примеру, город Аркалык — в советское время он был огромным промышленным центром. А сегодня это вымирающий город. И это город! Что уж говорить о селах? Что касается России, то за уральским хребтом за 20-летний период население сократилось в два раза, и в следующие 20 лет есть риск, что людей там вообще практически не останется», — говорит социолог.

Он отмечает, что на юге Казахстана ситуация иная. Там, наоборот, происходит бурный рост сельского населения. Сегодня в ЮКО численность жителей примерно равна населению шести северо-казахстанских областей.

По мнению политолога Султанбека Султангалиева, предпринимаемые попытки правительства переселить население с юга в Северный Казахстан, очевидны и необходимы.

«И данный процесс надо осуществить в ближайшие годы, чтобы,

во-первых, снизить конфликтогенную ситуацию в Южном Казахстане,
во-вторых, снизить в разы шансы реализации крымско-донбасского варианта,
в который я вообще не верю, но этот страх нагнетается неадекватными национал-патриотами», — заявляет политолог.

По словам Тимура Айсаутова, создание рабочих мест в селах, наряду с переселением людей с юга, станет значимым шагом.

«Это нужно решать за счет создания специализированных государственных программ поддержки МСБ для демографически депрессивных регионов, с акцентом на сельскую местность, чтобы удерживать местных жителей и привлекать новых. В этом плане нам нужно перенимать опыт России, где для депрессивных регионов создается сегодня много программ, включающих увеличение материнского капитала, выделение земель приезжающим. Кстати, у нас на севере тоже очень много земли, поэтому в целях поддержки притока казахстанцев с трудоизбыточных регионов в села можно выделять им земли на безвозмездной основе» — считает социолог.

Между тем, программа «С дипломом в село» в спасении сел от вымирания не помогла.

За восемь лет реализации программы в села региона приехало всего 3552 молодых специалиста

Столь низкий эффект Айсаутов объясняет крайне низкими мерами стимулирования и удержания людей, а также недоработками программы.

«Допустим, молодому человеку, приезжающему в село, нужно решить вопрос прежде всего с жильем. А если он приехал из города в село, ему нужна какая-то надбавка. У нас же таких мер поддержки нет. Поэтому люди, приезжая в село и не видя перспектив, в скором времени возвращаются обратно, — рассказывает он.

Султанбек Султангалиев, в свою очередь, считает, что программа «С дипломом в село» все же работает и дает положительные результаты.

«Проблема в другом. Сама ментальность молодого поколения казахстанцев другая — они ориентированы исключительно на город. Вести свое подворье — это не жить в Малибу, надо реально пахать и вкладываться в свое хозяйство. К тому же, уровень развития инфраструктуры села оставляет желать лучшего», — отмечает он.

«При этом, улучшение инфраструктуры села не является сегодня приоритетным направлением в областном бюджетном планировании. Потому, что доходы от «распилов» государственного бюджета в данном случае мизерны. Намного прибыльнее, исходя из личных меркантильных интересов, заменить в очередной раз бордюры в большом городе. Бордюрная экономика — это бич казахстанской современности», — считает политолог.

Скептически Султанбек Султангалиев относится и к программе по внедрению сельхозкооперативов.

«Идея замечательная, но недоработанная. Абсолютно не прописаны механизмы реализации сельхозпродукции кооперативами, нет реальной цепочки механизма. Без этого проект сельхозкооперации — очередная напыщенная и неосуществимая в реальности программа», — убежден Султангалиев.

Он добавляет, что выборность акимов сельского и районного уровней сможет дать шанс получить ответственность исполнительной власти перед народом.

«Конечно, на первом этапе реализации мы получим чудовищный продукт в силу низкой политической грамотности населения и пресловутого «агашкизма». Ничего страшного! На следующих выборах население вынужденно поумнеет, прежние акимы будут посажены за коррупционные преступления, а их «локомотивы» в лице областного акима и послушно голосующих депутатишек серьёзно призадумаются и абстрагируются от вмешательства в выборный процесс, потому что своя шкура будет дороже» — рассуждает политолог.

www.novayaepoxa.com

3787
virtonnews.com