С 14 по 18 октября в столице Узбекистана, городе Ташкент, прошла Х Ташкентская международная биеннале современного искусства. Тема этого года — «Искусство и мир», сообщает «Новая Эпоха».
Кураторский проект «Невидимые миры» участника из Азербайджана Мехбары Аббасовой удостоен второго места на Х Ташкентской международной биеннале современного искусства. Художники-участники проекта Наргиз Аскерова, Эмин Мазерс и Шалала Саламзаде.
На торжественной церемонии закрытия Биеннале, состоявшейся в Центральном выставочном зале, состоялось вручение наград и дипломов участникам-победителям, которых определило международное жюри во главе с известным куратором Адамом Будаком. Обладателем гран-при стал фотограф Владимир Гончаренко (Узбекистан). Первое место присуждено тандему Мирвохиду Мирсаидову и Рушане Климовой (Узбекистан), второе место получил кураторский проект Мехбары Аббасовой (Азербайджан), третье место получил видео-арт и инсталляция Кетрин Сары Янг (Австралия). Так же были вручены поощрительные дипломы Биеннале-2024 десяти художникам и фотографам.
На Биеннале, организованном Академией художеств Узбекистана, были приглашены жюри из пяти зарубежных стран. Организаторы получили более 350 заявок на участие, две трети из которых — из-за рубежа. Отбор прошли более чем 50 узбекистанских и 38 иностранных художников из 40 стран. Куратор биеннале — Сухроб Курбанов, доктор философии по искусствоведению.
На выставках, которые прошли в Ташкенте в рамках биеннале, было представлено свыше 120 произведений искусства всех видов: живопись, скульптура, инсталляции, видео-арт и перфоманс. Зарубежные участники провели ряд лекций и мастер-классов.
Проект «Невидимые миры». Куратор: Мехбара Аббасова. Художники: Наргиз Аскерова, Эмин Мазерс, Шалала Саламзаде.
В экспозиции проекта были представлены следующие видео-работы: 1) совместное видео всех участников проекта Наргиз Аскеровой, Эмин Мазерс и Шалалы Саламзаде «Невидимый/видимый мир», продолжительностью 2:33 минут; 2) нано-арт, картина в движении Наргиз Аскеровой из серии «Спящий дракон», продолжительностью 00:05 минут; 3) видео-арт со звуком «Экспедиция на экзопланету А2-2» Эмина Мазерс и 4) видео, глитч-арт Шалалы Саламзаде «Неизвестная территория», продолжительностью 02:21 минут.
Концепция проекта
Современный мир — это динамичная и постоянно меняющаяся реальность, в которой переплетаются технологические достижения, социальные изменения и глобальные вызовы. Кураторский проект «Невидимые миры» — это глубокая и многослойная выставка, которая объединяет различные аспекты того, что мы видим и чего не замечаем в окружающей нас реальности. Этот проект исследует границы между физическим миром и тем, что находится за пределами человеческого восприятия, будь то микро- и макромир или технологический мир.
Проект фокусируется на сопоставлении и взаимодополняемости видимого и невидимого, исследуя, как эти аспекты влияют на наше восприятие мира, как мы их интерпретируем и как они влияют на наше сознание и поведение. Выставка объединяет работы трех азербайджанских художников Наргиз Аскеровой, Эмина Мазерса и Шалалы Саламзаде, которые визуализируют скрытые аспекты реальности, раскрывают невидимые процессы и подчеркивают их влияние на видимый мир.
Микромир Наргиз Аскеровой — это нано-арт-работы, исследующие микроорганизмы, клетки, молекулы и другие элементы, которые обычно остаются невидимыми для человеческого глаза. Это увеличенные изображения, представленные в виде видеоарта с аудиосопровождением.
Макромир Эмина Мазерса — это противоположность микромиру — космос, галактики, звезды. Здесь художник использует астрофотографию, цифровые визуализации и инсталляции, исследующие масштабы Вселенной. Проект NOVA III — это способ исследовать и документировать космические масштабы воображения, призванный стать источником вдохновения для научных открытий в физике и астрономии.
Технологический мир Шалалы Саламзаде — в свою очередь, представляют собой глитч-арт-работы, посвященные невидимым процессам в технологиях: алгоритмам, цифровым данным и инфраструктуре Интернета. Работа художницы представляет собой инсталляцию, визуализирующую потоки данных или работу искусственного интеллекта, показывающую, как невидимое влияет на видимый мир.
Концепция Ташкентской международной биеннале современного искусства направлена на исследование взаимосвязи искусства и современности. В своих работах художники отразили взгляд на современный мир, который столкнулся с множеством глобальных вызовов на фоне поляризации общества.
Отметим, что с 2001 года биеннале проводится раз в два года при активной поддержке государства и служит платформой для культурного обмена в области визуальных искусств, обсуждения актуальных проблем и знакомства с современным творческим потенциалом различных стран.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com