«По большому счету это ничего не даст ни США, ни Армении» — Эксперт по Турции о последствиях признания Байденом т.н «геноцида армян»
Скандальное заявление президента США Байдена по поводу т.н «геноцида армян» в Османской Империи прокомментировал в своем интервью ИАП «Новая Эпоха — Novayaepoxa.Com» прокомментировал известный украинский эксперт по Турции Григорий Мавров:
— Байден в своем заявлении устно признал т.н «геноцид армян». Как повлияет такая позиция новой американской администрации на отношения Вашингтона с Анкарой? И что это даст армянам и Армении в политическом и юридическом контексте? Какую силу имеет подобное заявление?
— По большому счету это ничего не даст ни США, ни Армении. Для диаспоры это конечно может рассматриваться как победа, но победа весьма эмоциональная, а эмоции не самый лучший советник во внешней политике. Армении в любом случае придется восстанавливать отношения с Турцией, и, разумеется, с Азербайджаном. Уже сейчас многие эксперты говорят, что невозможно так долго жить в изоляции и постоянно демонизировать своих соседей обвиняя их в событиях произошедших более сотни лет назад. Тем более когда американские историки описывают как сами армянские националисты совершали акты геноцида и по отношению к жителям Анатолии, и по отношению к азербайджанцам, и даже, по отношению к тюркам Средней Азии. Достаточно упомянуть резню в Коканде в 1918 году. Безусловно, определенные силы будут пытаться капитализировать такого рода признания и предъявлять иски к правительству Турции, но это совершенно бесперспективное дело. Армения и диаспора могут потратить еще лет 30 на такого рода споры, но это ни к чему не приведет и рано или поздно все равно придется нормализовать отношения, но это будет все труднее и труднее.
— Турецкие эксперты настроены более пессимистично и прогнозируют ухудшения отношений во всех сферах. Как вы думаете, повлияет на российско-турецкие отношения такая деструктивная позиция руководства США? Можно ожидать усиление военно-политического сотрудничества между Турцией и Россией?
— Вряд ли это как-то повлияет на отношения Турции с другими странами. Дело в том, что турецкая внешняя политика довольно неплохо диверсифицирована. Лет 40 назад турки всецело положились на Запад и вели совершенно прозападную политику, воспринимая себя авангардом США и Европы на Ближнем востоке. Однако, кипрский кризис и непринятие Турции в ЕС вопреки тому, что Анкара выполнила практически все условия необходимые для вступления в эту организацию, дали турецкой элите понять, что необходимо диверсифицироваться, а не возлагать надежды на коллективный Запад. Сейчас, по прошествии нескольких десятилетий можно с уверенностью сказать, что турецкая внешняя политика стала гораздо менее прозападной и гораздо более многовекторной. Да, Анкаре нужен Вашингтон, но и Вашингтону нужна Анкара, и Европе нужна Турция. Без Турции невозможно решение ключевых проблем на Ближнем востоке и в Африке. Турция — это важный игрок чье влияние и присутствие просто невозможно игнорировать. И это не только дипломатия, это во многом экономика, это многомиллиардные контракты, это совместные инфраструктурные проекты, это сотрудничество в сфере науки. Все соседи Турции знают, что с Турцией выгодно сотрудничать, посмотрите например на Грузию или на Сербию, эти страны значительно усилились в экономическом смысле благодаря турецкому бизнесу и совместным проектам. Поэтому Турции нет особого смысла бросаться в чьи либо объятия в связи с изменившейся позицией Вашингтона. У Турции и без этого сильная и диверсифицированная позиция и вес, не только в Европе или Азии, но и в мире в целом.
Беседовал: Кавказ Омаров