Ашраф Мурад: «Любовь и протест» — многие работы будут выставлены впервые
Пространство Современного Искусства YARAT представляет большую музейную выставку азербайджанского художника-нонконформиста Ашрафа Мурада, которая пройдет в Музее Живописи Азербайджана ХХ-ХХI веков с 16 марта по 16 июня.
Как сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха, работы из частных коллекций и государственных собраний как Азербайджана, так и зарубежных стран будут демонстрироваться в Музее Живописи Азербайджана ХХ-ХХI веков. Многие из выставленных произведений впервые будут экспонироваться перед широкой аудиторией. В экспозиции, охватывающей все грани творчества художника, представлено более 50 работ. Вместе с образцами живописи будут выставлены также рисунки, графика, фотографии и прочие архивные материалы, связанные с жизнью и творчеством художника. Куратор выставки искусствовед Фарах Алекберли.
Демонстрируя работы, созданные Ашрафом Мурадом начиная с конца 1950-х годов и до самой смерти (1979 г.), выставка раскрывает его как прекрасного живописца-реалиста, к тому же чутко отображающего политическую атмосферу своего времени, отмечают организаторы.
В 1954 году Ашраф Мурад окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и вернулся в Баку. Еще в годы учебы его преподаватели высоко ценили манеру живописи художника, работавшего в лучших традициях школы русского реализма. Ряд крупных полотен исторической тематики, созданных им в 1957-60-е годы («Грибоедов и Бакиханов», «На границе», «Попытка к свободе»), повествует о чувстве патриотизма, подчеркивая Туркменчайский договор, сыгравший трагическую роль в геополитической судьбе Азербайджана, разделив народ на две части.
Полотна, созданные художником в 1960-е годы, демонстрируют не только его образцовые технические способности, но также тонкое чувство цвета и необычную для своего времени авторскую позицию. В конце 1960-х годов в жизни Ашрафа Мурада произошел трагический случай, который определил дальнейший творческий путь художника. Последующая замкнутая жизнь, полная мук и страданий, напрямую отразилась в его творчестве. Типичные для режима, залитые светом сюжетно-тематические произведения окрасились в меланхоличные и драматичные оттенки. Яркая палитра уступила место темным краскам, а композиции стали лаконичными, монументальными, обобщенными и гиперболизированными в соотношении с размерами холста. В этот период художник, в основном, работает в двух жанрах – портрет и натюрморт – а от его композиций исходит ощущение высокого внутреннего напряжения, таинственной мистической силы и ужасного холода. Драматичные и взволнованные, напряженные и придушенные, они словно говорят о существовании иной реальности. Его портреты лидеров режима, образы спортсменов и натюрморты хоть и относились к советской тематике, но при этом были очень далеки от советских понятий. Создаваемые художником портреты идеологических лидеров режима будто беззвучно «вопят» из мрака, объединяясь вокруг тематики абсолютного правления и деспотизма.
Отображая темные стороны советской жизни, мастер высвечивал свое неповиновение репрессивным догмам социалистического реализма, которые тяжким грузом давили на него. Скрытые намеки в тематике художника могут восприниматься как протест против идеологии, режима и его основ. Ашраф Мурад, который является одним из самых выдающихся азербайджанских художников ХХ века, внес неоценимый вклад в развитие искусства и стал настоящим источником вдохновения для последующих поколений художников. При жизни он не удостоился какого-либо официального признания, а его первая персональная выставка состоялась лишь в 1984 году, уже после смерти.
На выставке представлены произведения Ашрафа Мурада из собраний Азербайджанского национального музея искусств им. Р.Мустафаева, Азербайджанской государственной картинной галереи, Музея современного искусства (Баку), галереи NAR, из частных коллекций Фархада Ахмедова, Рашада Бабаева, Эльчина Сафарова, Хайяма Мирзазаде, а также связанные с художником материалы из архивов Рамиза Абуталыбова, Рафаэля Гюльмамедли и Вугара Мурадова.
Музей Живописи Азербайджана ХХ-ХХI веков, созданный Фондом Гейдара Алиева и расположенный недалеко от Площади Государственного флага, был открыт в июне 2015 года, а 26 мая 2018 года Пространство Современного Искусства YARAT представило в этом музее первую выставку под названием «Труд, отдых и мечты: 1960–1980-е глазами азербайджанских мастеров». В экспозицию были включены работы 23-х известных художников Азербайджана, составляющих золотой фонд азербайджанской культуры.
Благодаря регулярным встречам с местными и зарубежными специалистами в области искусства, кураторами и художниками, посетители выставки получили возможность более подробно знакомиться с биографиями и творчеством представленных в музее художников. Мастер-классы для детей («Little Master») и для взрослых («Познай себя»), которые проводятся под руководством известных художников, помогли участникам выявить свой творческий потенциал и усвоить основы изобразительного искусства. А в музейных залах прошли музыкальные мероприятия самых разных жанров от классики до рока. Музей тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, а профессиональный персонал музея при помощи интерактивных экскурсий ежедневно знакомит школьников и студентов с экспозицией, учит их понимать и анализировать искусство.
Ссылка на мероприятие в социальной сети Фейсбук.
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com