Недавно на одном из армянских сайтов была опубликована статья Вигена Аветисяна «Баку- август 1905 – второй погром армян – черносотенцы на стороне турок». Читая его, чувствуется, что автор не только не знаком с историей, но и то, что у автор не очень начитанный человек. Также не удалось скрыть, что автор явно сторонник армянского шовинизма и утверждает, что будто бы в Баку и Нахчыване в 1905 году было армянская резня. Во-первых, мы хотим донести до сведения автора, что резня, о которой он пишет, действительно имело место быть. Но совсем наоборот, то есть отношении азербайджанцев со стороны армян 26-27 февраля 1905 года, когда армянские террористические организации начали массовые бойни в Баку, Ереване, Лянкоране, Зенгезуре, Карабахе, Нахчыване и в других местах, в кoторых были убиты свыше 50 азербайджанцев. Таким образом, не только турки, но также и талыши, таты, киргизы, евреи и курды стали тем самым жертвами армянского терроризма.
Лозунг партии «Гнчак», созданный в 1890 году, был принят таким образом: «Где и в каком бы виде не увидишь турка и курда – убей! Лгунов, предателей, армянских сыщиков, изменников убей, мсти!».(« Хисторома», №10, июнь, 1895г., стр. 79).
И если местные жители, ограничивающие свободу армян, если и ответили им, с целью своей защиты, выражаясь современным языком, то это была антитеррористической борьбой. По словам с выступления Хатисова (будущим премьер-министром Армении), на азербайджано-армянском собрании примирения в Тифлисе в феврале 1906-го года в то время в Нахчыване погибло 45 армян и 1 мусульманин. Эту дату армяне ни как не могут забыть. На протяжении истории нахчыванцы всегда выступали против армянского экспансионизма и успешно сопротивлялись армянам, позаривших на Нахчыванский край. В мае 1905 года, когда армяне приступили к осуществлению террора против мирных людей в Нахчыване, азербайджанцы вынуждены были предпринять ответные меры и наконец, провокаторы и террористы были заслужено наказаны. Как писал в 1911 году М.С.Ордубади «полное поражение армян в мае 1905 года, полностью накладывает черную полосу на страницы их национальной истории». После этого происшествия все армяне мира поняли, что в Нахчыване нет социальной базы, защищающих их корыстные планы. И, конечно же, в Армении не позабыли еще исключительную стойкость и храбрость нахчыванского населения.
Перейдем ко второй проблеме. Известно, что после подписания Гюлюстано-Тюкменчайского договоров армяне, переселившиеся в Азербайджан утверждают, что именно по этому договору защищены их права. Мы хотим донести до сведения автора статьи, что основные пункты договора были составлены в Петербурге. В составлении этих пунктов важную роль сыграли переписки, отчеты и документы командира Кавказских войск Ермолова и Паскевича. Сначала, в 1826 году были написаны первые пункты, а потом, 24 мая 1827 года в лагере Джалaлоглу со стороны Грибоедова и Обреска были сделаны дополнения.
В Петербурском варианте Туркменчайского договора о переселении армян, и вообще об армян ни в одном предложении не упоминается. В оригинальном варианте договора в документе «за 1826, 1827 и 1828 годы секретные и военные переписки Паскевича и его адъютанта Батурина»не встречается ни одного предложения об армян.( «О некоторых источниках по истории русско-персидских отношений первой трети 19 века», Вестник, Ленинград,У-та/ 1959, У.»)
В ноябре 1827 года во время переговоров, проводимые в Деккхарде во время встречи Грибоедова с Паскевичем представители, посланные через Нерсеса Хоя, просили их позаботиться о переселении армян. Содержание этого прошения таково: «Сейчас от преданного защитника армянского народа господина Грибоедова прошу не забывать о пленных христианах и прошу принять их под могущественным знаменем. А также, я просил его высочество,обо всех армян, и теперь, письменно прошу вас: во время перемирия вовлечь Ивана Федоровича Паскевича не забыть включить в пункт договора о возвращении армян, живущих в городах и селах Ирана. И под покровительством великой русской империи, содействовать этим армянам в свободных условиях, вернуться на свою родину в Армению». (Ален-Пауль Мuratoff, Kafkas Harekatı, 1828- 1921 Türk-Kafkaz sınırındakı Harplerin Tarihi, Ankara 1966, s. 3-17.)
После этой встречи Грибоедов пишет письмо Паскевичу, связанное с Нахчываном. Содержание письма такова: Из письма А.С.Грибоедова о переселении армян на территорию Азербайджана, в том числе Нахчывана, адресованного графу Паскевицу. «Переселение после Туркменчайского договора армян в Нахчыванскую область является необдуманной политикой. Потому что согласие русского правительства на такое переселение вызывает в Нахчыване справедливый протест местного и коренного населения… До этого переселения, прежде в Нахчыване проживало очень мало армян, их можно было пересчитать по пальцам. После Туркменчая численность переселяемых из Ирана армян искусственно доводится до численности проживающего в Нахчыване коренного мусульманского населения. Правда, здесь – в Нахчыване положение пришлых, то есть армян лучше в сравнении с другими местами. Однако недовольство и протест в сознании азербайджанских тюрков достигает своего предела».
Далее Грибоедов предлагает : «Пусть отправят переселяемые армянские семьи в другое место. Все равно им негде жить. Выходит, мы отбираем власть у местных беков и ханов, а взамен намерены навязать местному населению чуждые и запутанные законы … Считаю для себя долгом еще раз повторить – не следует создавать здесь такое положение, при котором бы мы поверх голов лиц и религиозных деятелей, заслуживших большое уважение и доверие местного народа, насильственно вводили бы в силу законы совершенно чужой нации».
Из «Записок о переселении армян из Персии в наши области» (как отмечает редактор «Актов Кавказской Археографической комиссии» Адольф Берже, где была опубликована данная записка, в делах нет сведений, кому принадлежит эта записка, но судя по тому, что упоминаемый в ней переводчик Дадашов (Василий Дадашьян) был переводчиком у Грибоедова, письма переделывал на свой лад.
К сведению автора хотим еще передать письмо, написанное Грибоедовым русскому царю: “Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.”
И наконец, заявляем, что из источников, на которые мы ссылались, у Грибоедова особой любви и поклонения армянам не было. Он был сторонником России. Для него было создать на завоеванных южных рубежах Российской империи буферную зону из христиан, которое отделала бы местное население от двух крупных мусульманских государств: — Османской империи и Ирана. Будучи дипломатом в Тегеране Грибоедов был убит армянами, которые служили английской разведке. События 30 января 1829-го года начались с того, как религиозный деятель Тегерана Мирза Меси в мечети Адина призвал к джихаду, после которого армянин по происхождению Мирза Ягут, два армянские служащие из гарема шаха, охраняющие их два офицера, а также 37 человек, находящиеся в посольстве вместе с Грибоедовым были убиты. Таким образом, Грибоедов стал жертвой армянской лжи и вероломства. Армяне мастерски разыграли сценарий и довели до кульминации историю с двумя армянскими наложницами из гарема персидского шаха, которое стоила жизни 34-летнему русскому посланнику и практически всем сотрудником российского посольства в Тегеране.
Так армяне отплатили своему покровителю, которому вечно должны быть благодарны за расселение на азербайджанских территориях, где сегодня создали себе государство.
Заур Алиев, доктор политических наук по философии, доцент
www.novayaepoxa.com