Наши корифеи: Певица, отдавшая более 50 лет развитию национальной музыки

«Когда я пела, люди ликовали и не переставали аплодировать»

Информационно-аналитическая онлайн газета «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» продолжает знакомить своих читателей с новым авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Наши корифеи».

Шовкет Алекперова родилась 20 октября 1922 года в Баку на улице Мирзы Фатали Ахундзаде. Ее отец Фейзулла был простым рабочим, но очень любил музыку. Мать Хекюмя ханум была хорошим исполнителем на таре. У них дома был небольшой ансамбль: брат Мир Алекпер и мама играли на таре, брат Мир Паша — на гавале, а Шовкет играла на кяманче и пела народные песни. У них в доме звучала музыка и песни.

В 1937 году она победила на певческом конкурсе, где её талант оценивали композитор Узеир Гаджибейли, Сеид Рустамов, Бюльбюль и другие. После блестящего исполнения ею композиции «Карабах Шикестеси» Гаджибейли принял Алекперову в новосозданный Азербайджанский государственный хор, в котором она и начала профессиональную карьеру певицы. Её наставниками были фольклорист и педагог Агалар Аливердибеков и оперный певец Гусейнкули Сарабский.

Алекперова окончила Музыкальное училище (ныне — Музыкальный колледж при Национальной консерватории) — отделение «Народное пение».

В годы ВОВ Ш.Алекперова выезжала с гастролями на фронт, исполняя патриотические песни и нередко выступая до пятидесяти раз в день. С 1945 года она работала в Азербайджанской государственной филармонии. К 1950-м годам Алекперова была признана самой популярной исполнительницей азербайджанских народных и эстрадных песен. В её репертуаре, наряду с песнями на азербайджанском, имелись композиции на персидском, арабском и турецком языках. За свою творческую карьеру Алекперова посетила с гастролями более 20 стран в Европе, Азии и Африке. Успешно выступала во Франции, Польше, Турции, Шри-Ланке, Афганистане, Индии, Египте, Алжире.

Шовкет ханум была солисткой Азгосфилармонии им.М.Магомаева, а также выступала в джаз-квинтете.

Народная артистка Азербайджана Ш.Алекперова была не только блестящей певицей, но и талантливым педагогом — вела класс мугама в Средней специальной школе им. Бюль-Бюля и Музыкальном училище Асафа Зейналлы, воспитав талантливых певцов.

Где бы ни появлялась эта красивая женщина, она приковывала к себе полные любви и восхищения взгляды.

Шовкет ханум пела о жизни — такой разной, волнующей, заставляющей сопереживать или улыбаться, плакать или надеяться на лучшее. Это была мужественная женщина, умная, красивая и талантливая. У нее был мягкий, бархатистый, идущий из глубины души голос.

«В чем же уникальность этой блистательной певицы? Прежде всего — в ее волшебном голосе, тембровая многогранность которого просто поражает! Легко обнаружить: краски голоса певицы меняются в зависимости от образного содержания исполняемого произведения, его музыкальной палитры, темповой и ритмической определенности. Она прочитывала нотный текст каким-то особенным, только ей свойственным взглядом, и именно это знание позволяло Шовкет ханум достучаться до сердец ее многочисленных поклонников. Ценным качеством исполнительского стиля певицы можно считать бескомпромиссность в расстановке ударений в текстах песен, изысканную нюансировку, умение деликатно обогатить исполняемое произведение мелизматикой, мугамными вставками», — писала о Шовкет Алекперовой музыковед Рая Аббасова.

Репертуар Шовкет ханум поражает перечнем авторов исполняемых ею произведений. Песенное и романсовое творчество Агабаджи Рзаевой, Тофика Гулиева, Джахангира Джахангирова, Шафиги Ахундовой, Ашрафа Аббасова, Сулеймана Алескерова, Гамбара Гусейнли и многих других композиторов в исполнении Ш.Алекперовой вошло в Золотой фонд вокального искусства Азербайджана.

Шовкет Алекперова исполняла песни о Баку, об Азербайджане («Bakı», «Bakı gecələri», «Azərbaycan»), о природе родной страны («Dərələr», «Uça dağlar başında», «Yaylığım» и др.), о древних традициях азербайджанского народа («Vağzalı», «Toy olacaq» и др.). А также «Aşamlar mahnısı», «Ayrılıq», «Gəl səhərim», «Bir könül sındırmışam», «Sən mənim, mən sənin», «Sənsən ürəyim», «Tez gəl».

Легендарная азербайджанская певица скончалась 7 февраля 1993 года и была похоронена на Аллее Почетного захоронения в Баку. Государственные похороны транслировались в прямом эфире на телевидении.

«Люди, люди, люди….Всех объединила горечь утраты. Даже те, кто не мог по состоянию здоровья идти самостоятельно, опираясь на руки близких, пришли проститься с любимой певицей…. Звучала «Колыбельная» — Шовкет Алекперова будто сама оплакивала свой уход, а вместе с ней плакал народ, прощаясь со своим кумиром», — пишет музыковед Рая Аббасова.

Память о любимой певице живет не только в сердцах миллионов людей, но и была увековечена в знак уважения ее заслуг перед азербайджанским народом и Республикой. На одном из домов в центре Баку установлена мемориальная доска из белого мрамора, на которой запечатлен образ любимой народом певицы — Шовкет Алекперовой. Автор — Народный художник Натик Алиев.

Именем прославленной азербайджанской певицы названа Бакинская музыкальная школа №20. В мае 2014 года вблизи Стамбула, на судоверфи в городе Ялова был спущен на воду танкер, принадлежащий Группе компаний «Palmali». По инициативе ее владельца азербайджанского бизнесмена Мубариза Мансимова танкеру было присвоено имя Шовкет Алекперовой. В церемонии спуска на воду судна приняли участие сын певицы — Бaшир Сaфaров, который отметил: «Я горжусь тем, что судно, носящее имя моей матери, будет бороздить моря и океаны всего мира», сказал Сафаров, выразив благодарность Мубаризу Мансимову.

В Азербайджане свято чтут память об этой выдающейся певице. О ней пишут книги, снимают фильмы, выпускают диски с записью ее уникального голоса.

Невестка, супруга сына Башира Гюльнара Сафарова в своей беседе с Раей Аббасовой рассказывает, насколько чувствительной натурой была ее свекровь: «Шовкет ханум тяжело переносила уход коллег. Так, узнав о смерти Рашида Бейбутова, она без остановки причитала: «Вы знаете, кто умер! Это такая потеря для Азербайджана!». Ей было настолько плохо, что пришлось трижды вызывать «скорую».

Известие о смерти Ниязи застигло нас во время отдыха на Гейгеле. Шовкет ханум, не раздумывая, тут же собрала вещи и всю дорогу беспрерывно плакала. Уход великого Гара Гараева, музыку которого она называла «вселенской», с болью в сердце прокомментировала так: «Мир опустел. Перестала существовать целая планета!». Искусство Фикрета Амирова было особо близко творческой эстетике Шовкет ханум. Когда она слушала произведения композитора, ее ничто не могло отвлечь. «Музыка Фикрета впитала в себя богатство родной земли: это — сила и красота ее природы, это — величие Азербайджана!».

В числе ее любимых композиторов и Джахангир Джахангиров. Как-то во время одной из репетиций особо понравившейся ей песни, обратившись к композитору, она с восторгом произнесла: «Просто композитор такую музыку сочинить не сможет!».

Чем дальше я ухожу от событий того памятного времени, тем больше понимаю: какой же я была счастливой, что мне выпала возможность общения с этой великой женщиной! Шовкет ханум была потрясающим образцом человеколюбия, замечательным примером для подражания…», — вспоминает Гюльнара Сафарова.

Натали Александрова в своей статье о Шовкет Алекперовой приводит слова известного азербайджанского теле- и радиоведущего Рахиба Азери: «Моя певица… Шовкет Алекперова. В истории азербайджанской музыки не было и нет второй певицы, чья исполнительская палитра была так безгранична, как у Шовкет Алекперовой. Она пела с разными музыкальными коллективами: симфоническим оркестром и с мугамным трио, с оркестром народных инструментов и с эстрадным ансамблем… Но неизменным оставалось то безукоризненное мастерство, с которым она пела теснифы, мугамы, народные и эстрадные песни. Помимо высокого профессионализма и феноменального таланта, Шовкет ханум – еще и потрясающий образец сценической культуры, которая не помешала бы многим нынешним артистам. По старым кинопленкам с ее участием можно учиться, как вести себя на сцене…».

Из воспоминаний пианистки Елены Тартаковской о Шовкет ханум, с которой они не только долгие годы работали вместе, но и были близкими подругами: «Я на своем веку повидала много исполнителей, работала и с Рашидом Бейбутовым, и с Муслимом Магомаевым, и с Франгиз Ахмедовой… Но в Шовкет было что-то особенное, — говорила Е.Тартаковская. — Такого чисто интуитивного музыкального чутья, какое было у Шовкет ханум, не было ни у одного другого певца. В какой-то степени ее можно в этом сравнить с маэстро Ниязи, который тоже был интуитивным, стихийным музыкантом необычайной одаренности. Причем, нельзя сказать, что у нее был большой голос, но такой теплоты в голосе не было ни у кого. Понимаете, она пела не голосом, а душой!».

Радует, что наша земля не оскудела на таланты и подарила миру столь гениальных деятелей искусства, прославивших Азербайджан во всем мире.

Светлая память Шовкет Алекперовой!

Материал составлен на основе интервью, статей и публикаций о Шовкет Алекперовой

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

8866
virtonnews.com