Люка Дебарг: «Встреча с педагогом Реной Шерешевской полностью изменила мою жизнь» - эксклюзивное ИНТЕРВЬЮ

14 марта в Центре Гейдара Алиева состоится концерт одного из самых известных не только в Европе, но и во всем мире музыкальных коллективов — Камерного оркестра «Кремерата Балтика», основанного выдающимся скрипачом современности Гидоном Кремером.

Организаторы мероприятия — продюсерский центр Premier Art LTD и Центр Гейдара Алиева.

Сцену с оркестром разделит один из самых востребованных молодых музыкантов, французский пианист — сенсация XV конкурса им. Чайковского — Люка Дебарг.

На концерте прозвучат произведения таких выдающихся композиторов, как Ференц Лист, Кшиштоф Пендерецкий, Мечислав Вайнберг и Милош Магин. Для бакинцев встреча с пианистом вдвойне интересна, т.к. он является учеником и воспитанником нашей соотечественницы Рены Шерешевской-Мустафабейли, которая известна в мире своим уникальным педагогическим талантом.

Камерный оркестр «Кремерата Балтика» в составе молодых музыкантов стран Балтии создан в 1997 году скрипачом Гидоном Кремером. За короткое время оркестр превратился в профессиональный коллектив мирового уровня и получил международное признание. «Кремерата Балтика» выступила более чем в 50 странах мира, дала свыше тысячи концертов в 600 городах. В 2002 году коллектив был удостоен премий «Грэмми» (Grammy) и «Эхо» (ECHO). Оркестр выпустил более 20 компакт-дисков (CD) и с 2003 года организовывает в Латвии собственный фестиваль.

Французский пианист Люка Дебарг сотрудничает с Гидоном Кремером и оркестром «Кремерата Балтика» с 2017 года. В 2018 году Дебарг принял участие в гастролях коллектива в Китае и Японии. Люка Дебарг выступал с ведущими симфоническими оркестрами в самых престижных концертных залах мира. Помимо академического репертуара, он исполняет джаз, а также сочиняет музыку. В 2014 году Люка Дебарг занял первое место на 9-м Международном конкурсе пианистов в городе Гайар, а в 2015 году — стал одним из лауреатов 15-го Международного конкурса имени Чайковского. В 2017 году Люка Дебарг был удостоен престижной награды Германии «Эхо Классик» (ECHO Klassik).

В преддверии данного концерта Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха удалось побеседовать с французским музыкантом, который поделился мыслями о предстоящем концерте и рассказал о своем творчестве.

— Люка, Вы стали заниматься музыкой в 11 лет, но спустя время решили сменить вид деятельности, занявшись литературой. Однако позднее любовь к музыке взяла верх, и Вы вновь оказались за фортепиано, пустившись в творческие поиски. Почему Вы решили вернуться к музыке? Какую роль в этот переломный момент сыграл Ваш педагог Рена Шерешевская-Мустафабейли, известная в мире своим уникальным педагогическим талантом, которая за свою плодотворную педагогическую деятельность успела подготовить целую плеяду ярких пианистов?

— Я никогда не бросал музыку, несмотря на то, что перестал играть на фортепиано с 15 до 20 лет. Я заинтересовался другими музыкальными жанрами, играл на бас гитаре в рок-группе и открыл для себя джазовую музыку. После того, как люди из моего родного города Компьень пригласили меня выступить на мероприятии «Féte de la musique» (который проходит 21 июня во Франции) и предложили найти учителя для обучения, вот тогда я наконец-то встретил Рену. Эта встреча полностью изменила мою жизнь: она действительно верила в мой талант, поддерживала меня, и мы начали работать очень интенсивно, потому что я полностью доверял ей. Она заставила меня понять большую разницу между исполнением и интерпретацией. Исполнение — это просто воспроизведение нот; интерпретация же — поиск смысла в нотах и способа поделиться этим чувством со слушателями, используя инструменты интерпретации (одним словом, связать пальцы с ушами).

— Вообще, чему научила Вас Рена Шерешевская-Мустафабейли, какие качества в Вас воспитала, какие стороны Вашего таланта открыла для мировой публики?

— Рена всегда убеждает своих учеников быть самими собой и развивать собственные знания при чтении партитур, и поэтому она с каждым из них работает по-разному, приспосабливаясь к их чувствительности. Она знала, что я увлекаюсь литературой и поддерживала меня в создании связей между искусствами. Рена также учитывает то, что я сочиняю и анализирую много партитур, чтобы вникнуть во все детали, зная, что у меня есть чувство произведения в полном объеме с самого начала. Она «открыла» меня, сделав более уверенным в своих навыках. Рена научила меня, как можно бесконечно растянуть музыкальное время, и насколько важно качество любого даже отдельного звука. Для меня, благодаря Рене, любая нота является своего рода хрупкой жизнью, о которой нужно заботиться…

— После фурора, который Вы произвели на XV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, жюри и слушателей особенно впечатлило Ваше исполнение сочинений русских композиторов, после чего Вас не раз называли «уникальный француз с русской музыкальной душой». Чем Вас привлекает русская музыка и произведения каких русских композиторов Вам нравится исполнять?

— Объяснить невозможно, но у меня есть внутренняя связь с русской культурой: литература, музыка, кино, живопись… С подростковых лет я чувствую глубокую связь с тем, что некоторые называют «русской душой». Каждый раз, когда приезжаю в Россию, происходит что-то волшебное. В этой стране я чувствую себя как дома, и музыка большинства ее композиторов находит отклик в моем сердце.

— Почувствовать то, что хотел вложить композитор в свое произведение, не просто. Но Вы обладаете этой уникальной способностью передавать настроение композитора, в котором он находился во время сочинения своей музыки. Как Вам это удается? Ведь именно эта Ваша особенность была отмечена жюри XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского, которое помимо IV премии и диплома, присудило Вам Приз ассоциации музыкальных критиков Москвы.

— Для меня изучение способов общения с мыслями композиторов — это обязанность интерпретатора и моя главная задача как профессионала. Я не думаю о том, чтобы играть быстро, громко или для кого-либо: жюри, критика, музыковеда. Мой единственный путеводитель — это партитура, изучение которой позволяет мне лучше почувствовать произведение. Рациональность и интуиция при правильном балансе, могут сразу же дать положительные результаты. Это вопрос организации работы. Может понадобиться много времени, чтобы найти это: помню, как несколько лет назад я «запрыгивал» на фортепиано, не зная, что буду играть, в каком порядке и каким образом! Я как-то «импровизировал» свои занятия… Сейчас я не подхожу к фортепиано, пока не знаю точно, над чем буду работать. По мере увеличения репертуара, растет уровень обязательств и количество выступлений, уже нет времени компульсивно повторять часами одни и те же сложные отрывки нот… Важно сэкономить время для основной практики.

— Помимо исполнения классических произведений, в Вашем творчестве особое место занимает джазовая музыка, ведь Вы играете в нескольких парижских ансамблях. Как Вам удается совмещать джаз (импровизации) с классикой?

— На данный момент я фактически не сочетаю джаз и классику. Может, попробую что-нибудь, как композитор… Пока у меня нет времени заниматься джазом.

— Ваш педагог Рена Шерешевская-Мустафабейли родом из Баку. Она что-нибудь рассказывала Вам об азербайджанской столице, азербайджанской музыке?

— Рена лишь сказала, что я получу огромное удовольствие от этого визита!

— Есть ли в Вашем репертуаре произведения азербайджанских композиторов?

— К сожалению, у меня пока нет ни одного азербайджанского произведения в репертуаре! Возможно, когда-нибудь будет.

— Люка, спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Желаем Вам удачного выступления в Баку.

— Благодарю за интерес к моему творчеству.

Фотографии из личного архива Люки Дебарга

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1862
virtonnews.com