На вопросы «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» отвечает российский эксперт, кандидат политических наук, директор Информационно-аналитического центра «Национальный диалог» Перкова Дарина Вячеславовна:
— Тема экспансии Китая на постсоветском пространстве опять стала активной. В Казахстане, где особенно ревностно относятся к китайцам, недавно произошел инцидент: казахи не дали китайским рабочим носить куклу желтого дракона и провести мирное шествие накануне китайского Нового года. Аналогичная реакция к китайцам у различных групп наблюдается и в Киргизии, и в Таджикистане, куда Пекин вложил многомиллиардные инвестиции. К чему может привести такие раздражительные действия против китайцев в странах Центральной Азии?
— Мне сложно сказать, насколько серьезно раздражены сами китайцы подобными националистическими инцидентами, но слабо верится в то, что это окажет сколь либо существенное влияние на изменение китайского курса по экономической инвестиционной экспансии в страны Средней Азии. Соглашения и проекты по выстраиванию новых транспортных и энергетических маршрутов прорабатывались годами на многостороннем уровне. И, несмотря на то, что нарастающая зависимость среднеазиатского потребителя от китайских товаров значительно снижает рентабельность национальных производств, в условиях слабеющей российской экономики государства Средней Азии по-прежнему будут нуждаться в Китае как в сильном инвесторе.
— В России пока что равнодушно относятся к рабочим и мигрантам из Поднебесной, но опасения определенных политических и социальных кругов все-таки есть. В Интернете появляются материалы, предупреждающие о китайской опасности. Особенно в центре внимания этих групп находятся регионы Дальнего Востока, Сибири, даже Урала. По-вашему, насколько реальна китайская угроза?
— Китай является угрозой, прежде всего, в общественном сознании. У российских граждан, живущих в граничащих с Китаем административных округах, достаточно давно выстраиваются торговые, туристические и образовательные отношения с китайцами. Однако в социальном мышлении среднего россиянина, Китай — достаточно чуждая культурно, ментально и политически страна с авторитарно-коммунистическим режимом, представляющая собой миллиардное население на территории, которой им явно уже не хватает. Кроме того, имеет место традиционная репутация «страны подделок», а сейчас ещё и главного мирового центра вирусной эпидемии. Поэтому возникают определённые рефлексии, связанные со страхом потери государственных границ, вынужденной демографической ассимиляции и прочего. И я была бы рада полагать, что эти страхи не обоснованы, но ведь инфраструктурными нуждами населения Сибири и Дальнего Востока наша власть практически не занимается! Что мешает региональщикам принять более выгодные предложения от соседей? А вот стремление глобального политического взаимодействия со стороны правительства России с руководством Китая очень понятно — не получилось дружить с США и Европой, — меняем вектор на Восток и возводим его в ранг важнейшего тренда российского международного сотрудничества. Но вот насколько сумеют справиться наши политики с непростой китайской ментальностью в сочетании с уже признанной великой китайской экономикой — большой вопрос.
— Давайте по порядку: чем грозит Китай России в политическом и экономическом плане?
— Последствия китайской политики, по факту, уже не являются потенциальной угрозой с экономической точки зрения, а принесли уже реальный ущерб нефтегазовой, к примеру, отрасли — в Туркменистане китайские компании уже практически вытеснили «Газпром» с рынка, а в Казахстане их доля составляет уже больше четверти. Это лишает Россию не только традиционного политического влияния в этом регионе, но и возможности новых контрактов. Кроме того, покупавший ранее у России оружие Китай, теперь занимает второе место в мире по производству вооружения, объёму военного бюджета и предсказуемое первое место по численности армии. И здесь комментарии излишни.
— Демографический кризис — это тема, наверное, еще надолго будет находиться в списке самых острых проблем России. Ваше личное мнение, в чем основная причина ухудшения демографической ситуации в стране?
— Ухудшение демографии — это всегда последствие, имеющее и социально-экономическую подоплеку, и образовательную, и проблемы с уровнем здравоохранения. По-прежнему, более 20% россиян находится за чертой бедности, реальные доходы граждан не растут 6-й год подряд, а около половины людей фертильного возраста либо думают, либо серьёзно планируют собственную эмиграцию. 2020 год — год очередной Всероссийской переписи населения, которая, несмотря на все возможные неточности и условности, способна показать механизм работы важнейших социальных сфер в государстве за сравнительно короткий срок. Хочется верить в то, что новые данные будут стимулом для каких-то реальных и положительных преобразований.
— Поможет ли решить эту проблему хотя бы частичное повышение суммы материнского капитала? Неужели главной причиной отказа рожать детей является экономический фактор? Ведь в самых бедных странах мира не ощущается такая проблема, а наоборот…
— Нет, экономический фактор не является единственным. Однако существует понятие социальной ответственности перед будущими детьми, наличествующей, как правило, у жителей тех стран, которые находятся на определённом уровне развития образования и производственных процессов. Определённую роль играет и светский (в целом, не религиозный) характер общественной жизни. И в этом смысле Россия, от беднейших стран, конечно, отличается. Однако я не возлагала бы больших надежд на программу материнского капитала — эти выплаты являются, в каком-то смысле поддерживающими, а в некоторых российских регионах, и очень стимулирующими, но не смогут изменить демографической проблемы в целом и в перспективе, так как развитие иных сфер и институтов российского государства, к сожалению, не предусматривают.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com