О последних политических процессах в регионе Центральной Азии рассказал Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха казахстанский политолог Султанбек Султангалиев.
— Как вы на данном этапе оцениваете политическую ситуацию в Центральной Азии? Какие тенденции наблюдаются?
— Политическую ситуацию в Центральной Азии можно охарактеризовать как нестабильную стабильность. Внешне политические режимы как бы укрепились, но это укрепление не основывается на объективно процветающей социально-экономической базе и, следовательно, несет в себе бациллы социальных потрясений. Особую озабоченность в плане сохранения внутриполитической стабильности в среднесрочной перспективе вызывают Таджикистан и Туркменистан.
Дополнительным и мощным фактором возможной дестабилизации является наращивание сил террористических организаций, укрепляющихся на территории Афганистана. Только совместными усилиями стран Запада, в первую очередь США, а так же ОДКБ, Ирана и Китая можно будет покончить с угрозой возникновения нового террористического государства наподобие ИГИЛ в Центральной Азии. К сожалению, современная напряженность в международных отношениях служит серьезным препятствием для консолидации позиций и усилий ведущих стран мира по борьбе с терроризмом.
— Как известно новый президент Узбекистана активно реформирует свою страну. Как вы считаете, как это будет влиять на общею картину в ЦА?
— Сейчас правящие круги Узбекистана прагматично продолжают уделять особое внимание развитию собственной экономики и переформатированию системы государственного управления с целью повышения её эффективности. Отмечу шаги узбекского руководства по нормализации отношений со своими соседями — Туркменистаном, Кыргызстаном и Казахстаном.
Узбекистан потенциально уже готов взять на себя официальное лидерство среди постсоветских республик, опираясь на свой экономический рост, демографические резервы и военную мощь. Но пока проявлений политических амбиций Ташкента мы не увидим — в данном вопросе узбеки берут пример с Китайской Народной республики, которая предпочитает мягкой силой наращивать своё экономическое присутствие в центральноазиатском регионе.
— Как вы на данном этапе оцениваете развитие ЕАЭС? Насколько все удачно развивается?
— На данном этапе мы наблюдаем постепенное переформатирование принципов деятельности ЕАЭС с прокремлевского политического проекта в общеевразийский экономический. То есть ЕАЭС, на наш взгляд, поворачивается лицом к истокам, к тем постулатам, которые были определены Нурсултаном Назарбаевым в его идее Евразийского союза.
В то же время председательство России в Евразийском экономическом союзе в 2018 году, и следовательно задачи российской внешней политики и российские экономические интересы будут превалировать в качестве приоритетов развития ЕАЭС в текущем году. Планируется заключение соглашения между странами ЕАЭС и Ираном о зоне свободной экономической торговли уже в 2018 году.
Наиболее выгодным данное соглашение в случае его подписания будет для Казахстана и для России, ну и конечно, для Ирана. Весьма важным является продолжение формирования общего платежного пространства на территории стран ЕАЭС. К сожалению, жуткая бюрократическая волокита крайне отрицательно сказывается на интеграционных экономических процессах внутри Евразийского союза.
Беседовал: Ниджат Гаджиев
www.novayaepoxa.com