Казахская жемчужина возвращается на сцену – ФОТО

Жемчужина казахской оперы «Биржан–Сара» М. Тулебаева возвращается на сцену «Астана Опера» в новой музыкально-сценической редакции. Причем, и режиссерская версия, и декорации, и костюмы, и свет будут такими, какие можно увидеть на лучших мировых оперных сценах, — сообщает Novayaepoxa.Com.

Публику ждут невероятные сюрпризы, которые раскроют в премьерные дни — 20 и 21 апреля. Новая музыкально-сценическая редакция будет показана в рамках празднования двадцатилетия Астаны под эгидой Министерства культуры и спорта РК.

Лирико-драматическая опера М. Тулебаева на либретто К.Джумалиева впервые была представлена 7 ноября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. За 72 года опера «Биржан –Сара» приобрела международную славу: она была показана в Москве 6 декабря 1958 году на декаде казахского искусства.Большой успех имела в Берлине и Дрездене (1986).Позже либретто было переведено на турецкий язык, и спектакль прошел в Самсуне в 2013 году, а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году. В этом же году труппа театра «Астана Опера» исполнила эту оперу в России в Мариинском театре.

«Биржан – Сара» является подлинным достоянием казахского оперного искусства. В столичном театре в этот шедевр национальной классики решили вдохнуть новую жизнь. Благодаря последним современным театральным технологиям, оперу адаптируют к техническим возможностям сцены, воплотят эксклюзивные на сегодняшний день решения постановочной группы.

Постановочную команду представляют: режиссер-постановщик – доктор PhD, Заслуженный деятель Казахстана А. Маемиров и режиссер-консультант – главный режиссер Большого театра Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая М.Панджавидзе, дирижер-постановщик –Заслуженный деятель Казахстана А. Мухитдинов, балетмейстеры – Заслуженные деятели Казахстана Т. Нуркалиев, А. Тати, ассистенты режиссера-постановщика – Е. Нурсултан, Е. Тойкенов. Художники-постановщики и сценографы – С. Тасмагамбетова и П. Драгунов. Музыкальный редактор – Т. Жармухамет. Художник по свету – Я. Пантани. Дизайнер по проекциям – С. Металли. Главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Е. Даутов.

Новая режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. Это означает, что все сцены будут расширены. Публике обещают представить всевозможные атрибуты ярмарочных гуляний, а для воспроизведения достоверной атмосферыв спектакле примут участие животные.

Кроме того, концепция спектакля отличается отсутствие модноплановой трактовки образов всех героев. Зрителям представят историю любви Биржана и Сары, которая не нашла места на земле. Традиционно, опера заканчивается гибелью главного героя, но постановщики хотят оставить свет в конце тоннеля, чтобы зрители понимали, чтолюбовь, принесенная в жертву, была не напрасной. История Биржана и Сары дала возможность соединиться многим тысячам потомков и осталась жить в народе памятью о великой силе любви, которая готова подвигнуть нас на невероятные поступки.

Все невозможное возможно

Глядя на эскизы, кажется, что такой красоты декорации воплотить в реальность просто невозможно. Впервые в спектакле применены феноменальные технологии: невероятно, нона сцене будет использованонесколько тонн воды. Картины богатой казахстанской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D проекциях, нужно также отметить, что этот спектакль сделан кинематографическим способом.

Работу над эскизами Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов начали еще осенью 2017 года. Художники признаются, что браться за национальную постановку было непросто. У сценографов нет права на ошибку, они должны, не нарушив национальной стилистики, привнести в нее что-то новое, удивить зрителя.

— Трудоемкая работа проделана по созданию нарядов для трех балетных сцен, каждая из которых включает 48 артистов. Очень яркими и богатыми получились костюмы для артистов хора. Поэтому для нас стояла сверхзадача – сделать образы главных героев еще более красочными и выразительными. Благородный наряд Биржана говорит о его статусе и возрасте.Свадебное платье Сары получилось очень нежным. Жилетка выполнена в национальном стиле, расшита металлическими украшениями цвета золота. Хотелось, чтобы невеста в итоге сама была как драгоценность. Фактура тканей подобрана с учетом новых технологических возможностей, современные материалы очень качественные, и их цветовая гамма разнообразна, — рассказали Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов.

На изготовление бутафории ушло чуть меньше полугода. Мастера работали по обновленным технологиям. Табуреты, шкаф, сундуки теперь украшены не нарисованными, а рельефными узорами, созданными с применением фрезерного станка, на котором и вырезаются орнаменты. Кроме того, велись сложные работы по металлу, а также гончарные работы по изготовлению кувшинов, которых приготовили несколько десятков штук. В этом спектакле очень много чеканки: все пояса, ремни украшены замысловатыми рисунками, над каждой деталью бутафоры кропотливо трудятся не меньше 3 часов. А таких поясов около сотни. Копья и стрелы – над ними работает тоже мужская команда бутафоров. Особого внимания заслуживают напольные часы из настоящего дерева. Мастерам потребовались столярные навыки, чтобы вручную сделать мелкие детали. Привлек внимание и патефон, выглядит он очень правдоподобно, хотя и не играет, его задача – передать атмосферу того времени.

Артистизм в высоком смысле слова

Бутафорию уже передали в репетиционные залы, чтобы артисты могли вживаться в образы, используя предметы быта в различных сценах.

Роль Биржана может воплотить не каждый певец, так как она очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. Ее готовятся представить лауреаты многих международных конкурсов Меир Байнеш и Беимбет Танарыков. Харизматичный певец Меир Байнеш не раз блестяще исполнял эту партию на сцене «Астана Опера». Беимбет Танарыков выступает в роли Биржана на протяжении всей своей творческой карьеры. В каждое слово солист вкладывает смысл, подкрепляя его жестом и мимикой. Работа вокалиста над партией похожа на обработку алмаза и превращение его в прекрасный бриллиант. Солист имеет красивый тембр звучания и потрясающий артистизм.

Роль Сары станет дебютной для Заслуженной артистки Казахстана примадонны оперной сцены Майры Мухамедкызы. Великолепная сопрано, Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай в этой опере уже выступала в партии ревнивой Алтынай, но образ Сары тоже воплотит впервые.

— Мои мечты сбываются, я давно хотела исполнить эту роль, но всегда считала, что еще не созрела для нее, потому что понимала, что нужно иметь достаточный опыт для воплощения данного образа. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия, требующая классического исполнения. Так, оперу «Биржан – Сара» Мукана Тулебаева я сравниваю с операми Дж. Пуччини, в которых отражена большая динамика. Постараюсь исполнить ее в итальянской манере звучания, чтобы каждое слово было понятным, — рассказала Майра Мухамедкызы. Дирижер-постановщик Заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов отметил, что любой сценический музыкальный спектакль, чтобы выжить и оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велениям времени.

— Оперы «Абай» и «КызЖибек», поставленные более года назад, до сих пор идут при аншлаге. Однако, для оперы «Биржан – Сара» назрела необходимость нового сценического решения. У композитора Мукана Тулебаева музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере «Биржан – Сара» композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня «Айтпай» является экспозицией образа главного героя, — поделился Абзал Мухитдинов. Маэстро также подчеркнул, чтов репертуаре «Астана Опера» идут три шедевра казахского оперного искусства, поставленные на высочайшем мировом уровне, и сегодня казахская опера переживает расцвет и востребованность слушателей.

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

1585
virtonnews.com