Наиболее древним из них был монастырский комплекс Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар’тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской республики. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.
Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.
На территории Арцах-Хаченской области проживали кавказские албанцы**, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово «Хаш» имело двоякое значение — Луна и свет, сияние ([2], с. 220).
Распространенность в Кавказской Албании поклонения планетным богам отмечена еще Страбоном — албаны почитали богов Гелиоса, Зевса и Селену ([3], с. 503). Поэтому мы считаем, что место, где возник древний культовый комплекс, в связи с поклонением бесконечному свету — сиянию
— богу Митре и божеству Луны, являющемуся олицетворением одной из разновидностей беспредельного космического божественного огня — света, сияния, было названо на основе удинского слова «Хаш» Хашаванком.
Справка.
* Архац-Хачен-одна из областей Кавказской Албании, Азербайджанской Республики.
** Большая часть албан, исповедовавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедовавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 г. к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.), постепенно стали называться армянами ([4], с. 303).
Это название с течением времени претерпевало незначительные изменения и именовалось Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и др. Лишь по течению реки Тертер наблюдается несколько архитектурных памятников, носящих в названии частицу Хота, Хатра, Хада и др. ([7], с. 331 — 334.
Хотелось бы отметить, что кафедральный собор построен албанским князем Ованесом Хаченским. Это интересное творение зодчих Кавказской Албании сильно отличается от произведений культовой архитектуры соседних народов. Собор решен асимметрично как в объемно-пространственном, так и в планировочном решениях. Кстати, он не имеет аналогий ни в одном из комплексов армянского средневековья ([5], с. 175).
Своеобразно решена колокольня, прообразом для которой, видимо, явился древний Чахартаг в Кельбаджарском районе, расположенный на высоком стилобате, под которым устроен полуциркульный сводчатый проход. В потолке было проделано световое окно для поклонения священной стеле с изображением древнего Митры, расположенной почти в центре Чахартага.
Четырехколонная колокольня расположена на массивном основании с высоким арочным входом, сильно напоминающим указанный древний Чахартаг.
В последующие столетия возле первого базиликального храма был возведен ряд прямоугольных в плане церквей и часовен, благодаря которым возник крупный культовый комплекс, ставший резиденцией албанского (агванского) епископства и одним из важнейших культурно- просветительных центров Хачено-Арцаха ([6], с. 36).
С X по XV век Хашаванк становится христианским духовным центром албанского Хаченского княжества.
В период правления албанского князя Гасана, сына Сакар’а Вахтанга (1142 — 1182 гг.), в Хашаванке возвели купольную церковь ([1], с. 146). Когда пришел к власти сын князя Гасана — Вахтанг, значение монастыря еще больше укрепилось, там действовала гостиница, библиотека и была построена церковь жены Вахтанга Арзу-Хатун ([1] с. 163). Хорошо сохранившаяся, эта церковь является одним из ценных памятников архитектуры раннесредневековой Албании. Внутри храма имеются фрагменты фресок, авторами которых считают Арзу-Хатун и ее дочерей.
Их современник, албанский историк из города Гянджи, Киракос Гяндзакский писал что они наделены талантом и искусством изображения.
О значении описываемого монастыря можно судить по тому, что из других менее влиятельных монастырей свозили к нему разные рукописи и хачдаши (крест камни). Эта церковь в 1214 году была построена княгиней Арзу-Хатун в память о погибших сначала муже, а затем двух сыновьях. Церковь небольшая, имеет два барельефа: на восточной стороне над окном изображены по пояс князь и какой-то святой — оба держащие модель храма, а на южной стене — два князя также держат модель храма. В первом случае следует усматривать в изображении мужа Арзу-Хатун со святым, а во втором
— их сыновей. Исполнение этих ктиторских портретов и других небольших украшений не отличается высокой художественностью ([8], с. 116).
В указанной церкви имеются росписи, изображающие на южной стене крупномасштабную сцену возвращения Николаю Чудотворцу Христом — Митры и Богоматерью — Омофора(Митра — головной убор высшего духовного лица: омофор — широкая длинная лента, возлагаемая ему на плечо ([9], с. 22), а на северной — сцену убиения камнями архидиакона Стефаноса. Культ Николая Чудотворца, не имевший распространения в Армении даже в более поздние века, является, видимо, чисто албанским. Эти росписи, мы считаем, могли быть исполнены княгиней Арзу-Хатун и ее дочерьми, а не во время реставрации храма в 1312 г., как это считает Л. Дурново ([8], с. 153, 154). В пользу нашего мнения говорит изображение Николая Чудотворца, а также большая любовь княгини Арзу- Хатун и ее дочерей к художественному творчеству.
Примером своеобразия в тематике церковных росписей Арцах- Хаченского княжества, относящихся к XIII и началу XIV веков, можно привести однонефный храм в селе Довшанлы (Арачадзоре), в апсиде которого изображены два храма: один прямоугольный в плане, другой граненый. Должны были существовать особые причины почитания каких-то отдельных храмов, чтобы они могли заменить изображения святителей и апостолов ([8], с. 153). Тема двух разных по архитектуре храмов — прямоугольного и граненого в плане повторяется в скульптурных изображениях одиночных ктиторов на шестнадцатигранном барабане гандзасарского собора, построенного примерно в это же время, где они, расположенные каждый в отдельной нише, держат над головой модель храма ([10], с. 151 — 153). Этот пример лишний раз подтверждает локальность указанной темы, характерной для культовых сооружений Кавказской Албании ([11], с. 3 — 17).
В монастырском комплексе Хашаванк находится уникальный памятник гражданского зодчества средневековой Албании — дворцовый зал начала XIII века. Он расположен в южной группе сооружений среди остальных светских построек (трапезной, библиотеки, жилых и коммунальных зданий).
Строительная надпись на южном фасаде указывает, что возведен он в 1211 году Григорием, сыном князя Гасана.
Композиционное решение дворцового зала, построенного из базальтового камня, очень характерно для албанских и армянских притворов описываемой эпохи. План зала приближается к квадрату (внутренние размеры 8,4х9м), в центральной части его расположены четыре круглые колонны с восьмью полуколоннами у стен. Как колонна, так и полуколонны были высечены из целых базальтовых глыб, на них опираются арки, которые делят перекрытие зала на девять частей — восемь прямоугольных и квадратную центральную часть с восьмигранным шатром и световым отверстием (генезис древних жреческих мотивов в архитектуре культовых и общественных зданий). Колонны имеют профилированные капители и базы со сталактитовыми выемками на углах.
Здание дворцового зала лишено декора только в интерьере, над небольшим возвышением (возможно место, где стоял трон албанского князя) в стене установлен хачдаш, декорированный тонкой резьбой. Здание не имеет окон и освещается через световое отверстие в перекрытии.
Будучи творением албанской архитектуры, зал отличается от дошедших до нас средневековых армянских дворцов с единым перекрытием на перекрещивающихся арках.
Кямран Рустамов.
www.novayaepoxa.com