На вопросы Novayaepoxa.Com отвечает ведущий специалист Турецкого Центра по изучению современного Ирана (İRAM) Хамид Ибрахими.
— Хамид бей, если проанализировать геополитические процессы, идущие вокруг Ирана, то что изменилось с момента Исламской революции. Если современный Иран — это проект, то какая цель создания этого проекта?
— Иран до революции был одним из самых важных союзников США в регионе в период холодной войны и ужесточенного геополитического противостояния между соцлагерем и западными странами. В тот период Иран играл роль жандарма США в районе Персидского залива и зоной безопасности между СССР и нефтеносными районами региона Ближнего Востока. Имея такого союзника, США контролировали южную часть Каспийского моря. Но иранская элита вела осторожную политику с западными странами и Тегеран, несмотря на самый высокий стратегический уровень отношений с США и их союзниками по НАТО, не примкнул ни к одной военно-политической организации и всегда был членом Движения неприсоединения. В этот период Иран всячески старался проводить независимую политику с арабскими странами и даже выступил в качестве посредника во внутриполитических недоразумениях между арабскими странами.
На счет революции 1979-го года… Тут надо обратить внимание на одну очень важную деталь. Советский Союз был заинтересован в смене режима в Иране — шахского, который разумеется был союзником США, а Вашингтон оказал этому режиму всестороннюю помощь для сохранения своей власти в Иране для противодействия как внутренним угрозам, так и внешним. Но когда американцы накануне этой революции убедились в том, что новый режим Ирана — исламисты, не будут просоветскими, то Вашингтон отложил все силовые меры для предотвращения Исламской революции в этой стране и смирился с тем, что муллы отобрали власть у шаха. Но захват посольства США в Тегеране огорчило американцев и дальнейшие процессы привели к тому, что Вашингтон до сих пор занимает вражескую позицию по отношению к Тегерану и военно-политическая напряженность на Ближнем Востоке из-за этого сохраняется.
За весь этот период (за годы правления клерикалов) Иран освоил новые методы и способы ведения внутренней и внешней политики, совершенно новую идеологию для общества и создал совершенно новую правящую элиту. Но внешняя политика Ирана и ее экспансивная суть в итоге привела к тому, что отношения Тегерана с арабскими странами получили очень серьезные повреждения и постепенно превратились во вражду, особенно с арабскими монархиями, которые были под контролем США, в которых шиитское меньшинство было под влиянием новой исламской республики, возникшей на Ближнем Востоке как неприятный сюрприз для многих геополитических игроков. На фоне внутренних политических процессов в исламской республике началась кровопролитная война с Ираком, которая длилась 8 лет после того, как обе стороны за этот период утратили основную свою мощью и силу, оставив на поле сражения по миллиону солдат с обеих сторон. Поразительно то, что в этой войне не было победителя и сразу после прекращения боевых действий начался процесс распада СССР.
— С момента революции в Иране, Израиль является главной мишень официальной пропаганды Тегерана. С 1979-го года иранские руководители периодически угрожают Израилю и обещают уничтожить еврейское государство. Но если взглянуть на карту Израиля того периода и сейчас, то мы увидим, что Израиль под грозными угрозами Ирана расширил свои границы чуть ли не 3 раза. Как вы думаете, Иран действительно является врагом Израиля, или какая тайна кроется в основе этой запутанной политической игры?
— Мы не должны забыть, что Израиль сам по себе не представляет никакой угрозы для Ирана. С одной стороны, Иран с целью усиления своего влияния и расширения его сферы, руководствуясь идеологическими аргументами, объявляет Израиль своим врагом, а с другой стороны наезжает на Израиль и использует эту «вражду» против США, каждый раз указывая на уязвимую часть американской политики на Ближнем Востоке.
— Ядерная программа Ирана и международный ажиотаж вокруг нее, пустые угрозы США, процессы в Йемене ещё раз показывают, что Запад вовсе не стремится покончить с Ираном и Тегеран нужен ему как «источник угрозы» безопасности Израиля и арабских стран. Что думаете по этому поводу?
— Я бы не назвал пустыми санкции США против Ирана, которые Вашингтон применяет против исламской республики в связи ее ядерной программы. Параллельно с этим, США в глобальном масштабе ведут информационную войну против Ирана и частично добились его политической и экономической изоляции. Именно из-за этих санкций Иран переживает серьезные трудности в экспорте своей нефти и в трансфере валюты для ведения торговых операций с мировыми странами. Так, что мы не должны забывать, что санкции нанесли Ирану большой урон в экономическом смысле, что и привело к торможению в сфере военной модернизации и углубления работы в сфере освоения ядерных технологий. Помимо всего этого, санкции Запада привели к серьезным социальным проблемам, что послужило причиной роста общественного недовольства правительством, которое не смогло поддерживать важные социальные проекты для улучшения благосостояния населения. В итоге иранская валюта обесценилась и средний класс понес большие потери от инфляции, естественно, а в итоге пострадали рядовые граждане.
На счет нежелания западного блока разрушить Иран, я могу сказать, что изначально у Запада не были такие намерения. Это только слабые гипотезы и предположения. Время показало, что без крупного, масштабного военного вмешательства извне свергнуть власть и сместить действующий режим в Иране практически невозможно. А если примерно подсчитать масштабы и затраты такой операции, я ещё не говорю о его других последствиях, то это просто поражает воображение. А использовать «иранскую угрозу» для наращивания своего военно-политического влияния над арабскими монархиями Персидского залива — это не новый метод для США. С момента революции в Иране США, воспользовавшись этой благоприятной ситуацией, укрепили свои позиции в регионе и ежегодно поставляют в арабские страны вооружения на десятки миллиардов долларов.
— Существуют коспирологические теории о том, что революцию в Иране разработали, спланировали и осуществили французские спецслужбы совместно с немецкими, чтобы покончить с господством англо-еврейского альянса в этой крупной и богатой стране Ближнего Востока. По той же теории, Иран именно с экономической помощью Франции и Германии, их крупных корпораций сумел противостоять санкциям США. Теперь, если верить официальной хронике, то ключевые страны Евросоюза — Франция и Германия договорились с Трампом в иранском вопросе. Как вы думаете, что произойдет на этот раз?
— Представление о том, что политические элиты различных стран постоянно формируются по плану внешних, глобальных сил и в их возникновении внутренние факторы не играют серьезной роли, является ошибочным. Иран в этом плане не исключение. Если даже геополитические и геоэкономические процессы в мире оказали воздействие на ход и результаты иранской революции, но в этом вопросе решающую роль сыграли внутренние процессы — общественный настрой, недовольство народных масс правящей элитой, социально-экономические вопросы и прочие факторы. Для смены власти в любой стране необходимы внутриэкономические и общественно-политические процессы.
— Давайте вернёмся к периоду падения власти династии Каджаров в Иране. Офицер русского казачьего корпуса Рза хан Пехлеви поднял восстание и свергнул Султан Ахмад-шаха Каджара, а потом его сын и наследник, принц Мухаммад Рза шах Пехлеви стал самым прозападным политиком на Ближнем Востоке. Что тогда случилось в Иране?
— Как и подчеркнул выше, сегодняшнюю ситуацию в Иране или исторические процессы в этой стране никак невозможно проанализировать, не учитывая внутренние факторы. Основатель династии Пехлеви Рза шах пришел к власти с помощью англичан, что является доказанным фактом. Но начавшийся процесс модернизации в сферах иранского общества, интеллектуальное движение на этот раз не основывались на тюркском национализме, а упирались на персидский национализм. Тогда процесс перехода на светскую государственную модель, который так и не завершился, осуществился на персидской национальной идее, что в то время было неизбежным.
— Этническая карта Ирана является разноцветным. Тюркоязычные составляют чуть ли не 50% от общего населения Ирана. Какова влияние Турции во внутрииранских процессах?
— Турция всегда остается верной принципам «невмешательства во внутренние дела других государств». Поэтому многочисленное тюркское население в Иране Анкарой никогда не рассматривалось в качестве орудия для давления на Тегеран. Наоборот, тюркское население Ирана — это потенциал для укрепления дружбы и сотрудничества между двумя государствами. Это большая привилегия для правительств обеих стран. Симпатия тюрков к Турции и забота Анкары о них только укрепляет связи между соседними странами. Турция активно работает с соотечественниками за рубежом и решение фундаментальных проблем тюркоязычных народов по всему миру включила в свою государственную политику.
Беседовал: Кавказ Омаров
www.novayaepoxa.com