Игорь Панкратенко: «Иран не пойдет на прямой вооруженный конфликт с Израилем»

О ситуации вокруг Ирана, ирано-израильском конфликте, рассказал Novayaepoxa.com российский политолог, эксперт по Ближнему Востоку Игорь Панкратенко.

— Как вы оцениваете распоряжение Али Хаменеи Организации по атомной энергии Ирана начать подготовку к расширению масштабов обогащения урана? При том, что, по его словам, это не будет считаться нарушением Соглашения 2015-года?

Игорь Панкратенко

— Обращаю ваше внимание на формулировку распоряжения, отданного Верховным лидером ведомству Али Акбара Салехи: «Я дал указание Организации по атомной энергии Ирана быть готовой к повышению наших возможностей для обогащения урана в том случае, если участники этого соглашения, продолжающие его соблюдать (имеется в виду Германия, Франция, Великобритания, Россия и Китай) после выхода из него США, не смогут обеспечить Ирану экономические условия, которые это Соглашение гарантирует».

То есть, все предельно четко — если после выхода из сделки США Иран вновь столкнется с масштабными санкциями, которые, вдобавок, будут поддержаны европейскими участниками этого Соглашения, теми же Берлином, Парижем и Лондоном, то Тегеран перестанет считать себя связанным условиями данного соглашения. Здесь нет никакого противоречия. Согласно условиям Венских договоренностей Иран должен был быть освобожден от санкций. Раз уж он этого не получает, более того — санкции становятся все более изощренными и охватывают практически все сферы, то в чем смысл этого Соглашения?

— Можно ли считать заявление Хаменеи дипломатическим демаршем, адресованным в первую очередь европейцам? Чтобы они определились?

— Безусловно. Поскольку де-факто, как мы с вами и предвидели в более ранних беседах на эту тему, европейский бизнес начал сворачивать свое присутствие в Иране. Конечно, можно было бы сказать, что это, в общем-то, частная инициатива, «невидимая рука рынка» и все такое прочее. Но вот собственно отток начался ведь именно после того, как официальные лица в Берлине и Париже заявили, что не смогут защитить интересы своих предпринимателей в Иране от американских санкций. Ну а «туманный Альбион» прямо порекомендовал своим бизнесменам — хотя их-то как раз в Иране было по минимуму — «закругляться» с иранскими проектами.

Так что, послание Али Хаменеи имело вполне конкретных получателей. Более того, заявление Рахбара, как бы парадоксально это не прозвучало, направлено в поддержку тех в Европе, кто борется за сохранение Соглашения. Он дал им сильный аргумент — «вы что, хотите вернуться к ситуации до 2015 года? Иран соблюдал все условия Соглашения, а теперь все рушится». Проблема лишь в том, что эта борьба европейских сторонников сохранения СВПД/JCPOA уже обречена на поражение. Поскольку в столицах европейской части «шестерки», по всей видимости, уже приняли окончательное решение — «сделка умерла, и нет смысла воевать с Трампом за ее воскрешение».

— Если же все-таки ЕС не сможет соблюдать СВПД, что тогда будет?

— Новый натиск на Иран. Методами экономической войны, тех самых пресловутых «калечащих санкций», только еще более изощренных и эффективных. Устранение присутствия Ирана в Сирии, Ираке и Афганистане. Новый виток подрывных операций — словом, безопасности в мире не прибавится, скорее — наоборот.

— Если же соглашения сорвутся, то развяжет ли это руки Ирану в действиях против Израиля?

— Если речь идет о том, что Тегеран пойдет на прямой вооруженный конфликт с израильтянами — то, безусловно, нет. По целому ряду причин — от политических до военно-технических — это невозможно. Но то, что война спецслужб Ирана и Израиля приобретет более ожесточенный характер — совершенно очевидно.

Беседовал: Анар Гусейнов

www.novayaepoxa.com

1545
virtonnews.com