Гейрат-намус в азербайджанском исполнении

Азербайджанцы больше не ходят в папахах, но все еще рассуждают о чести и достоинстве

Мало найдется в мире народов, которые больше азербайджанцев рассуждали бы о чести и достоинстве (условный перевод: гейрат-намус, или сокращенно ГН). Больше нас, возможно, о ГН любят вспоминать дагестанцы, а среди этой многонациональной группы, возможно, чеченцы. Оставим в стороне других — там тоже этот ГН очень условный, отдельные известные по кинофильмам случаи вызывают улыбку. Поговорим о себе…

Кямал Али

Гейрам-намус… Как много в этом звуке для сердца азербайджанского слилось… Высокая черная папаха, которую в музыкальном фильме Полада Бюль-бюль оглы «Не бойся я с тобой» азербайджанский мужчина бережно клал на отдельный стул в театре, сменила бакинская кепка-аэродром из фильма «В этом южном городе». Но в обоих фильмах символ нашего НГ оставался только символом, так как даже в те времена это понятие размывалось. В «Не бойся я с тобой» главный герой выглядел как педик нашего времени, а в «Этом южном городе» самый мужественный персонаж отказался зарезать соседа, опорочившего его сестру. Поэтому всегда, оказывается, в Азербайджане говорить о гейрате-намусе и носить на себе символы чести и мужества еще не означали, что ГН на самом деле существует. А в наши дни ни папах, на кепок больше не носят.

Подойдем к современности. Для наглядности расскажу три самые что ни на есть реальные истории, только имена не назову потому, что одни имена не знал, другие забыл.

Первую рассказывал журналист, работавший в известной бакинской газете. Однажды к нему, в редакцию, пришел локбатанский портной — внешне выглядел очень бедным, но предельно мужественным. На лице черные усы, резкие манеры поведения и речь, пересыпанная упоминания о НГ.

Портной жаловался на женщину из Локбатана, заразившую его венерической болезнью. Принес фотографию, на которой он снялся вместе с этой дамой, в обнимку. Говорил, что женщина бедная, у нее трое детей и дома с ней больной неработающий муж. Портной пожалел их семью, покупал им продукты и оставался ночью в гостеприимной семье. Так они «дружили» три года, после чего женщина выставила его за дверь, неблагодарная, а он нашел на себе признаки нехорошей болезни.

Газета напечатала эту историю, не называя имен, с фотографией. Через неделю та женщина пришла к этому же журналисту и жаловалась на портного, который раздавал среди соседей номера газеты с фотографией. Рассказала, как приняла этого человека в свой дом, бездомного, покинувшего в районе семью, и все было у них хорошо, настоящий муж не противился их тройной жизни, но счастью пришел конец, портной перестал им помогать и она с ним рассталась. А про сифилис этот подлец врет, она чиста как стеклышко. Женщина была недурна собой, так что следующим ее «другом» был журналист, ославивший ее в прессе. В дом к ней в Локбатан он не ездил и с безработным мужем не общался. Но факт, что в азербайджанском поселке жила натуральная шведская семья — на виду у соседей, которые тоже, уверен, были ярыми последователями НГ.

Повторяю — история полностью реальная, происходила около 10 лет тому назад. То есть не верьте, когда говорят, что раньше все были намусные, а теперь, мол, пришли ужасные времена.

А вот свежий пример из того же ряда, рассказанный корреспонденткой известного издания. Она специализируется на криминальной хронике. Пишет о том, как в 37-е отделение полиции Хатаинского района Баку обратился с заявлением местный житель О.М.. Мужчина пожаловался, что в 19:50 мастер по имени Гияс обнял его жену. Мужчина письменно просил полицейских принять меры в отношении дерзкого мастера. «В полиции заявление зарегистрировали и теперь ломают голову над тем, как квалифицировать действия мастера. Ведь нет такой статьи в УК, которая разрешает наказывать мужчину, обнявшего, неважно платонически или сексуально, чужую жену!

С одной стороны радует, что азербайджанцы не хватаются за нож при каждом оскорбительном случае (хотя уголовных фактов из серии «йортдум» у нас, к сожалению, хватает). Цивильнее все-таки обращаться с жалобами в правоохранительные органы. Но с другой стороны, как же быть с НГ? Если жену обнимает другой мужчина, а муж не в состоянии даже отвесить противнику легкую пощечину, чтобы соседи услышали и оценили мужественный поступок. Как тогда? Куда идем и где наши гейрат с намусом?

Все течет и все меняется. Когда я в Стамбуле покупал у продавца кукурузы, уличную сладость, спросил усатого типично османского турка: куда делось ваше мужество, если популярными эстрадными певицами являются на самом деле мужчины? «Гитди османлы, гитди…», — печально молвил старый турок.

В Азербайджане тоже гитди. Ведь мужество мужчины заключается не в том, что он режет жену при каждом удобном случае. Истинное мужество заключается в том, что поведение доминантного самца не позволяет членам его прайда сомневаться в высоких моральных качествах вожака, тем более ставить его имя под насмешки. Когда же муж ничего из себя не представляет, зато матерится и машет ножом на виду у соседей — это клоунада, не имеющая с НГ ничего общего.

Для того, чтобы стала ясной мысль расскажу историю от правозащитника Эльдара Зейналова. Он знал женщину-беженку, которую три раза убивали. Один раз жгли в палатке, в которых жили беженцы. В другой — ее топил в канале муж, который загнал ее в воду угрожая ножом, а она плавать не умела. В третий раз он ее ножом ударил и пробил насквозь руку. Каждый раз она отмазывала мужа и возвращалась к нему. А когда ушла от него опять, тот пришел с топором убивать ее в очередной раз, жены дома не оказалось и муж зарубил пять ее родственников, включая малолетних детей. Один ребенок выжил и все рассказал. Остальное рассказали кровавые следы по всему дому. Ему дали пожизненное, так она не пришла на суд, а урод изгалялся: «Я невиновен, на меня все наговаривают. Если не так, то пусть она придет и мне в глаза все скажет!». А она не пришла, и не сказала. Может быть уже пишет письма, чтобы его к ней отпустили из тюрьмы», — рассказывал Эльдар Зейналов.

Подходят ли к этому убийце гейрат-намусовские определения, даже если палаточная дама «ходила налево»? Вопрос сложный, но я бы не отвечал утвердительно. Как ни странно, но честь и мужество более близки несчастной женщине. Впрочем также как другие понятие: дурость и невежество. Но это уже из другой статьи про другие истории…

Кямал Али, специально для Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

3386
virtonnews.com